Усиление ответственности за отдельные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения

30.03.2021
Юридические новости

17 марта 2021 вступил в силу Закон № 1231-IX относительно усиления ответственности за отдельные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения. Закон принято 16 февраля с многими поправками. Конечный официальный текст опубликован в «Голосе Украины» 16 марта. Этим законом расширен перечень оснований для остановки, а также внесены изменения в ПДД и дополнительно регламентированы действия водителя в случае остановки ТС.
 

Так, рассматривая предписания нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения связанные с остановкой ТС по требованию работника полиции в их совокупности, необходимо отметить следующее.
 

ЗУ «О дорожном движении»

Ст. 16 обязывает водителя выполнить остановку по требованию полицейского, и дает право знать причину остановки транспортного средства должностным лицом государственного органа, осуществляющего надзор за дорожным движением, а также фамилию и должность этого лица.

Ст. 52 определяет, что контроль в сфере безопасности дорожного движения осуществляется Кабинетом Министров Украины, местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, Национальной полицией, другими специально уполномоченными на то государственными органами (государственный контроль), а также министерствами, другими центральными органами исполнительной власти (ведомственный контроль).
 

Раздел 2 Правил Дорожного движения также устанавливает п.2.4. обязанность водителя – по требованию полицейского остановиться с соблюдением требований этих Правил, а также предъявить для проверки документы, указанные в пункте 2.1.

Подпунктами «в» и «г» пункта 2.14 раздела 2 Правил предусмотрено право водителя знать причину остановки, проверки и осмотра транспортного средства должностным лицом государственного органа, осуществляющего надзор за дорожным движением, а также его фамилию и должность; требовать от лица, осуществляющего надзор за дорожным движением и остановившего транспортное средство, предъявления удостоверения его личности.
 

Предписания статьи 35 Закона Украины «О национальной полиции», с соответствующими изменениями предусматривают четкий перечень оснований для остановки транспортного средства полицейским.
 

Так, полицейский МОЖЕТ останавливать транспортные средства в случае:

  1. если водитель нарушил Правила дорожного движения;
  2. если есть очевидные признаки, свидетельствующие о технической неисправности транспортного средства;
  3. если есть информация, свидетельствующая о причастности водителя или пассажиров транспортного средства к совершению дорожно-транспортного происшествия, уголовного или административного правонарушения, или если есть информация, свидетельствующая о том, что транспортное средство или груз могут быть объектом или орудием совершения ДТП, уголовного или административного правонарушения;
  4. если транспортное средство находится в розыске;
  5. если необходимо опросить водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, уголовного или административного правонарушения, свидетелями которого они являются или могли быть;
  6. если необходимо привлечь водителя транспортного средства к оказанию помощи другим участникам дорожного движения или полицейским, или как свидетеля при оформлении протоколов об административных правонарушениях или материалов ДТП;
  7. если уполномоченный орган государственной власти принял решение об ограничении или запрете движения;
  8. если способ закрепления груза на транспортном средстве создает опасность для других участников дорожного движения;
  9. нарушение порядка определения и использования на транспортном средстве специальных световых или звуковых сигнальных устройств;
  10.  если остановка транспортного средства, зарегистрированного в другой стране, проводится с целью выявления его передачи во владение, пользование или распоряжение лицам, не которые ввозили такое транспортное средство на таможенную территорию Украины или не помещали в таможенный режим транзита.
     

Но полицейские, кроме перечисленных выше оснований, ОБЯЗАНЫ остановить транспортное средство в случае:

  1. отсутствия номерного знака на транспортном средстве или наличия номерного знака, который не соответствует установленным требованиям, закреплен в не установленном для этого месте, закрытом другими предметами или загрязнен, что не позволяет четко определить символы номерного знака с расстояния двадцати метров;
  2. наличия данных об использовании транспортного средства с противоправной целью;
  3. проведения целевых мероприятий (операции, отработки, оперативные планы) для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство.
     

Действия и права ВОДИТЕЛЯ после исполнения требования сотрудника полиции Украины об остановке:

  1. Водитель имеет право получить сведения о лице, его остановившем – сотрудник Национальной полиции Украины обязан поздороваться, назвать свою должность, звание и фамилию. И водитель имеет право убедиться в наличии удостоверения у сотрудника Национальной полиции Украины, причем иметь реальную возможность и прaво переписать или иным образом зафиксировать данные с удостоверения (стaтья 18 зaкона Укрaины «О Национальной полиции»).
  2. Водитель имеет право знать и ему должны четко разъяснить причину остановки – сотрудник Национальной полиции Украины обязан назвать причину остановки транспортного средства (стaтья 16 зaкона Укрaины «О дорожном движении») и суть совершенного правонарушения, если такое имело место быть (ч.2 ст.35 ЗУ "О Национальной полиции").
  3. Водитель имеет право НЕ давать никаких объяснений сотруднику Национальной полиции Украины. Кроме того, у водителя нет обязанности отвечать нa вопросы «Куда и откуда едете?», «Какой был знак?» или «Читaли пункт ... правил?» и др. (статья 63 Конституции Украины).


В случае сигнала об остановке Водитель обязан:

  • остановить транспортное средство с соблюдением требований Правил дорожного движения;
  • держать руки в поле зрения полицейского или должностных лиц военной инспекции безопасности дорожного движения Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины и не выходить из транспортного средства без разрешения;

а также, по требованию полицейского или должностных лиц военной инспекции безопасности дорожного движения:

  • предъявить способом, который дает возможность полицейскому прочитать и зафиксировать данные, содержащиеся в удостоверении водителя соответствующей категории, регистрационном документе на транспортное средство, а в случаях, предусмотренных законодательством, страховой полис ИЛИ электронные документы;
  • выйти из транспортного средства.

 

Материал подготовлен юристами отдела судебной практики Юридического агентства «Абсолют»



Материал по теме
Правовая позиция Кассационного административного суда в составе Верховного Суда согласно постановлению от 12 ноября 2020 по делу № 804/2223/17 относительно правовой природы вновь открывшихся обстоятельств
подробнее
2021-10-18 09:39:00
|
Практика ВС
Правовая позиция Кассационного гражданского суда в составе Верховного Суда согласно Постановлению от 21 октября 2020 по делу № 726/938/18 относительно оснований и условий пересмотра судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам
подробнее
2021-10-04 09:51:00
|
Практика ВС
Правовая позиция Кассационного административного суда в составе ВС согласно Постановления от 30 сентября 2020 по делу № 2а-7524/10/1270 относительно правомерности трактовки преюдициальных фактов как вновь открывшихся обстоятельств
подробнее
2021-08-31 11:18:00
|
Практика ВС
Правовая позиция ВС согласно Постановления от 27 мая 2020 по делу № 802/2196/17-а касательно обстоятельств, которые не могут быть признаны вновь открывшимися
подробнее
2021-08-03 09:52:00
|
Практика ВС
Правовая позиция Кассационного хозяйственного суда в составе Верховного Суда согласно Постановлению от 13 августа 2020 по делу №910/4658/20 «Об обязательном условиям для открытия производства по делу о банкротстве»
подробнее
2021-07-13 08:42:00
|
Практика ВС
Правовая позиция Кассационного хозяйственного суда в составе ВС согласно Постановлению от 11 августа 2020 по делу № 918/127/20 "О правовом значении недостатков заявления об открытии производства по делу о неплатежеспособности должника-физлица
подробнее
2021-06-22 09:04:00
|
Практика ВС