Банкротство предприятия в Украине: о его причинах, признаках и стадиях
На сегодняшний день тема банкротства предприятия в Украине является весьма популярной. Термин банкротство принято употреблять в тех случаях, когда предприятие больше не может выплачивать кредиторам долги и платить налоги.
В законодательстве Украины четко прописано, что именно следует называть банкротством. Это неспособность должника снова стать платежеспособным и избежать применения ликвидной процедуры. Устанавливается банкротство предприятия исключительно в судебном порядке.
Установление банкротства предприятия в Украине
При установлении банкротства предприятия в Украине, кредиторы и акционеры получают вознаграждение, размер которого рассчитывается исходя из прибыли должника. Среди главных признаков грядущего банкротства можно выделить как раз таки падение прибыльности фирмы.
Эту проблему распознают по несоответствию процентов за кредит и суммы, которую выплачивает фирма, современному экономическому положению. Кредиторы продолжают получать те выплаты, которые были зафиксированы кредитными соглашениями, однако их выгода начинает уменьшаться.
Риск кредиторов при банкротстве предприятия
Акционерный капитал дешевеет, а вместе с ним дешевеют и сами акции. Таким образом, кредиторы рискуют не получить обратно свои средства и не продлевают кредитный договор. После этого, фирма обязуется выплатить кредиторам и проценты, и основной долг. Банкротство предприятия в Украине можно рассматривать в тот момент, когда фирма становится неликвидной и неплатежеспособной.
Как правило в Украине ассоциируют слово «банкрот» с чем-то неприятным и даже устрашающим. Однако в Европе и США уже давно научились решать вопросы банкротства вполне прозрачным и правовым способом. При этом, должник имеет возможность сохранить лицо, а кредитор — избежать больших денежных убытков.
К огромному сожалению, в Украине не существует вменяемой системы выхода из ситуаций, при которых предприятие становится неплатежеспособным или же по собственной инициативе желает прекратить свою деятельность.
Банкротство ООО: кто может стать инициатором?
Инициатором процесса банкротства в Украине чаще всего являются кредиторы. Это лица, которые имеют к должнику ряд требований, относящихся к денежным обязательствам.
Заявление о банкротстве в Украине также может быть подано органами ГФС, госаудитслужбой и самим должником. Дело о банкротстве возбуждается только после подачи кредитором заявления в хозяйственный суд.
Заявление может быть подкреплено списками других кредиторов, с которыми взаимодействовал должник, перечнем бумаг, подписанных должником, а также списком прочих судебных дел, в которых фигурировал должник.
В том случае, если в хозяйственный суд ввиду своей финансовой несостоятельности обратился сам должник, его заявление должно сопровождаться списком кредиторов, данными о собственном капитале и другой информацией, которая свидетельствует о его нынешнем финансовом положении.
Чтобы подтвердить достоверность предоставленной информации, должник должен обратиться в аудиторскую фирму. Отозвать свое заявление кредиторы могут только до того момента, пока хозяйственный суд не подтвердит банкротство предприятия. Должник также может отозвать заявление, но для этого ему потребуется согласие кредиторов.
Процедура банкротства юридических лиц в Украине и ее особенности
После того, как заявление будет принято, хозяйственный суд проведет заседание, рассмотрит поданные документы, заслушает показания обеих сторон и, если это будет необходимо, назначит уполномоченного, который будет распоряжаться имуществом должника.
При соблюдении всех процедурных требований, суд назначит судебное разбирательство, уведомит об этом стороны процесса и опубликует новость о своем решении в официальных газетах Украины.
По отношению к должнику могут применяться следующие типы процедур банкротства в Украине:
- реорганизационные; к процедурам данного типа относят различные меры, принимаемые по отношению к фирме. Банкротство ООО с долгами в обязательном порядке сопровождается санацией — процедурой, которая направлена на то, чтобы урегулировать долги путем соглашения обеих сторон;
- ликвидационные; при этом условии, предприятие-должник может быть ликвидировано, как принудительно (по постановлению суда), так и добровольно;
- мировое соглашение; данная процедура банкротства ООО подразумевает заключение мирового соглашения. В том случае, если мировое соглашение не будет заключено, хозяйственный суд признает должника банкротом и применяет ликвидационную процедуру.
Этапы банкротства предприятия в Украине и содействующие факторы
Порядок признания фирмы банкротом состоит из пяти обязательных стадий. Одна из них, такая как мировое соглашение, может быть проведена в любой момент, а остальные (не считая наблюдение) выполняются не всегда и назначаются конкурсными кредиторами, которые участвуют в производстве.
Все стадии банкротства тесно взаимосвязаны между собой. Давайте рассмотрим их подробнее:
- наблюдение; данная стадия необходима для анализа финансового положения должника. С этой целью привлекаются и назначаются временные управляющие, которые ведут наблюдение и публикуют уведомления. При этом, руководство фирмы не теряет своих полномочий, а лишь приобретает некоторые ограничения в деятельности. Цель данного этапа заключается в сборе всех необходимых сведений о должнике. После этого, уполномоченный представитель предоставляет отчет в хозяйственный суд, который выносит свое решение. Решение суда может касаться возбуждения дела о банкротстве предприятия или прекращения деятельности по причине возможного оздоровления организации;
- финансовая санация; данная стадия является актуальной только в тех случаях, если суд выявит возможность реанимации предприятия. Далее последует разработка плана погашения долгов и улучшения финансового состояния фирмы;
- внешнее управление; в том случае, если после стадии санации фирма не смогла снова стать платежеспособной, настает этап внешнего управления. План управления разрабатывает эксперт-управляющий. Он может включать в себя, как лояльные, так и радикальные меры (сокращение персонала, прекращение производственной деятельности, привлечение сторонних управляющих);
- конкурсное производство; целью данной стадии является полное погашение долгов. Для этого осуществляется продажа всех активов фирмы. Хозяйственный суд назначает управляющего, который проводит независимую оценку активов, создает конкурсную массу, а также проводит торга с целью соразмерного погашения долгов. На данном этапе также может быть заключено мировое соглашение;
- мировое соглашение; обоюдное согласие мирового договора может проводиться на любом из вышеперечисленных этапов. Инициативу могут проявлять, как кредиторы, так и сам должник. В случае, если инициаторами мирового соглашения выступают кредиторы, решение по мировому соглашению принимается на собрании.
Как мы видим, процесс признания должника банкротом является довольно длительным и сложным. Однако в некоторых ситуациях именно это решение позволяет владельцу фирмы избежать уголовного или административного наказания.
Каковы причины банкротства предприятия?
Исходя из опыта западных стран, банкротство можно предсказать за несколько лет до того, как появятся первые очевидные признаки. Определить первоначальные признаки банкротства можно, рассчитав стоимость фирмы на ближайшее и дальнейшее будущее.
Что касается причин банкротства юридических лиц, то, как правило, они делятся на внешние и внутренние. Чаще всего причиной банкротства становится одновременное влияние данных факторов. Внешние факторы могут носить международный и государственный характер. На формирование международных факторов в большей степени влияет состояние мировой экономики.
Исходя из зарубежной практики, в странах, которые имеют хорошо развитую экономику, меньшая часть всех предприятий стала банкротами по внешним причинам, а большая — по внутренним. При этом, для украинских предприятий причиной банкротства чаще всего становится кризисное состояние отечественной экономики.
Причинами прекращения деятельности украинских предприятий чаще всего являются:
- неправомерная экономическая политика;
- неуправляемый рост цен;
- массовый кризис экономики;
- нестабильная политическая ситуация;
- стагнация;
- слабая законодательная база.
Современные реалии также таковы, что в результате глубочайшего кризиса в сфере инвестирования в Украине перестали развиваться наука и техника. Нарушение целостности экономики, не целевое использования иностранного капитала, а также ухудшение положения рынка — причины появления явных симптомов банкротства предприятия.
Кодекс о процедурах банкротства
И напоследок стоит сказать, что в этом году был принят проект Кодекса о процедурах банкротства юридических лиц. За счет этого, сильно сократились сроки проведения процедуры банкротства юридических лиц, а кредиторы получили больше прав и гарантий.
Несмотря на то, что в нашей стране к банкротству относятся с негативом, оно имеет и позитивный характер. Это один из правовых инструментов для экономики государства, который после упрощения процедуры и повышения процента возвращенных кредиторам денежных средств, сможет привлечь в Украину намного больше зарубежных инвестиций.
Не стоит забывать о том, что проект Кодекса о процедурах банкротства может в любой момент вернуться на доработку, после чего процедура неплатежеспособности станет еще более эффективной.
Процедура банкротства предприятий в Днепре
В конце февраля группа народных депутатов передала в Верховную Раду для ознакомления и проработки проект Кодекса Украины из процедур банкротства. Учитывая состав инициаторов законопроекта, его принятие достаточно достоверно, но не в ближайшее время.
Вопрос банкротства уже давно требуют определенного урегулирования, и прежде всего вопросы банкротства физического лица. Об этом свидетельствует и довольно значительное количество изменений в законодательстве с 2009 года, регулирующего банкротство и преимущественно защиту кредиторов, полностью игнорируя защиту прав должников.
Такой подход относительно первоочередного защиты прав кредиторов, с возможным безнаказанным злоупотреблением правами, сохранился и в предложенном проекте.
Как и все проекты, подготовленные за последние три года, это также довольно несогласованный и содержит определенные противоречия. И как всегда, юридическая техника изложения свидетельствует о значительной экономии средств во время его подготовки.
Стоит напомнить, что на это время уже не первый год в Верховной Раде находится довольно значительное количество законопроектов, которые направлены именно на урегулирование ряда вопросов, связанных с процедурой банкротства, в том числе физического лица, в частности проекты Законов Украины:
- «О внесении изменений в некоторые Законы Украины (относительно повышения эффективности процедур банкротства)» (регистрационный № 3132-д);
- «О реструктуризации долгов физического лица или признании его банкротом» (регистрационный № 2353а);
- «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно урегулирования процедуры банкротства физического лица с целью обеспечения экономической и социальной стабильности общества» (регистрационный № 2714);
- «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно упрощения процедур банкротства» (регистрационный № 7448);
- «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о введении системы автоматизированного ареста средств в гражданском и хозяйственном судопроизводстве» (регистрационный № 3768);
- «О реструктуризации обязательств граждан Украины по кредитам в иностранной валюте, полученные на приобретение единственного жилья» (регистрационный № 4004-д);
- «О внесении изменений в Закон Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" относительно обеспечения реализации участниками процесса банкротства права на справедливый суд» (регистрационный № 7094).
На сегодня вопрос банкротства, а точнее, неплатежеспособности юридического лица и физического лица - предпринимателя, урегулирован достаточно неплохо и не очень большим количеством нормативных актов, чтобы этот вопрос требовало кодификации.
В частности, этот вопрос урегулирован законами Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», «Об исполнительном производстве», «О нотариате», «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений», Гражданским, Хозяйственным, Гражданским процессуальным кодексами Украины.
Предложенный проект нового Кодекса составлен из двух частей, точнее, Книг, что совсем не свойственно украинскому законодательству. Первую книга посвящена так называемому Корпоративному банкротству (видимо, переписывали из англоязычной литературы), вторую - восстановлению платежеспособности физического лица. Также в проекте предусмотрено два типа процедур - судебную и досудебную.
Судебная процедура включает реструктуризацию долгов должника и удовлетворения требований кредиторов. Также в процедуру банкротства введен такой процессуальный институт, как мировое соглашение, то есть прекращение судебного рассмотрения дела путем достижения договоренности сторонами дела. Хотя и до этого Хозяйственным кодексом одной из процедур, применяемых к неплатежеспособному должнику, было Мировое соглашение.
Отдельно стоит отметить, что дела о банкротстве физического лица должны рассматриваться хозяйственным судом по месту жительства физического лица, что, по моему мнению, сделает еще недоступнее правосудия для довольно значительного слоя населения.
Авторы законопроекта наверняка забыли, что хозяйственные суды находятся только в областных центрах, а с учетом бессмысленного объединения судов, территориально-административной реформы расстояние до суда может составлять сотни километров.
Поэтому сама кодификация и передачи рассмотрения вопросов банкротства или восстановления платежеспособности физических лиц в хозяйственные суды выглядят довольно необоснованными.
Проектом предложено обязательное участие арбитражного управляющего в деле о банкротстве, что, по моему мнению, содержит определенные коррупционные риски и свидетельствует о заинтересованности авторов в создании еще одной монополии в судах и практическое ограничение права на защиту, учитывая количество дел, которые будут начаты после вступления данного законопроекта в силу.
По законопроекту арбитражный управляющий - физическое лицо, назначенное хозяйственным судом в установленном порядке в деле о банкротстве как распорядитель имущества, управляющий санацией, управляющий реструктуризацией или ликвидатор из числа лиц, которые получили соответствующее свидетельство и включенные в Единый реестр арбитражных управляющих Украины. То есть должна проводить все процедуры.
Одно и то же лицо может осуществлять полномочия арбитражного управляющего на всех стадиях производства по делу о банкротстве.
Внедрено понятие значительные сделки (договоры) - сделки (договоры) по распоряжению имуществом должника, балансовая стоимость которого превышает один процент балансовой стоимости активов должника на день заключения сделки (договора). Такое определение дает возможность для злоупотребления в случае банкротства крупных предприятий.
Право на обращение в хозяйственный суд с заявлением об открытии производства по делу о банкротстве имеют должник, кредитор.
Бесспорные требования кредиторов - денежные требования кредиторов, подтвержденные должником, либо судебным решением, вступившим в законную силу, или постановлением об открытии исполнительного производства, согласно которым согласно законодательству осуществляется списания средств из счетов должника.
В состав этих требований, в том числе относительно уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), не включаются неустойка (штраф, пеня) и иные финансовые санкции.
Такая формулировка дает достаточно широкие возможности для начала процедуры банкротства.
Кроме того, новым Кодексом предусмотрено, что материалы дела, в котором стороной является должник в отношении имущественных споров с требованиями к нему и его имущества и осуществление начато до открытия производства по делу о банкротстве, направляются в суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, рассматривающий спор по существу в рамках данного дела.
Фактически такой подход дает безграничные возможности для злоупотреблений с составом суда и нарушений во время рассмотрения дел.
Еще один достаточно спорный момент: Кодексом предусмотрена обязанность должника обратиться в месячный срок в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о банкротстве в случае удовлетворения требований одного или нескольких кредиторов приведет к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами (угроза неплатежеспособности). Такая формулировка может уничтожить все работающие предприятия Украины.
Банкротство физического лица
Что касается банкротства физического лица, то, как уже отмечалось, участие арбитражного управляющего является обязательным. Непосредственно денежное вознаграждение арбитражного управляющего в деле о банкротстве определен в размере:
1) пяти минимальных заработных плат за проведение процедуры реструктуризации долгов должника и трех минимальных заработных плат за проведение процедуры погашения требований кредиторов;
2) пяти процентов от взысканных с третьих лиц в пользу должника денежных средств и трех процентов от стоимости реализованного имущества в процедуре реструктуризации долгов должника или погашения требований кредиторов.
Также суд по заявлению арбитражного управляющего или кредитора сделки (договоры) физического лица, связанные с отчуждением или передачей иным способом имущества заинтересованным лицам в отношении должника в течение года до открытия производства в деле о банкротстве, может признать недействительными. Такой подход дает безграничные возможности для злоупотреблений и рейдерских захватов и является недопустимым.
Кроме того, суду предоставлено право, а не обязанность, приостановить производство по делу о банкротстве для решения в установленном законом порядке вопроса относительно наследства физического лица. Такой подход также дает широкие возможности для злоупотреблений.
Интересно, что Кодексом не установлена сумма долга для юридических лиц, которая является основанием для начала процедуры банкротства. В свою очередь, для физических лиц дело о банкротстве открывается хозяйственным судом, если бесспорные требования кредитора (кредиторов) к должнику - физическому лицу в совокупности составляют не менее ста минимальных размеров заработной платы, а к должнику физического лица - предпринимателя - не менее трехсот минимальных размеров заработной платы, которые не были удовлетворены должником на протяжении двух месяцев после установленного для их погашения срока, если другое не предусмотрено этим Кодексом.
Кодексом предусмотрен ряд оснований, когда должник имеет право и обязан обратиться к хозяйственного суда с заявлением об открытии производства по делу о банкротстве. В частности, должник обязан в случае потери единственного источника доходов, тяжкого заболевания, препятствующего выполнению своей профессиональной или иной деятельности, и других обстоятельствах, которые могут существенно повлиять на исполнение денежных обязательств должника, который имеет непогашенные кредиты и другую задолженность.
Вероятность банкротства предприятия
Фактически сейчас 99,9 % заемщиков, получивших валютные кредиты, обязаны обратиться с соответствующими заявлениями для начала процедуры банкротства. При этом в случае невыполнения должником требования относительно обязательной подачи заявления об открытии производства по делу о банкротстве это влечет за собой неприменение к должнику положений этого Кодекса относительно освобождения от долгов.
Весьма сомнительной выглядит норма, по которой хозяйственный суд по ходатайству кредитора или по собственной инициативе может принять решение о временном запрете без разрешения суда выезжать за границу на период рассмотрения дела в суде.
Полной бессмыслицей выглядит норма, в которой указано, что не подлежат реструктуризации или прощению (списанию) долги по кредитам, полученным должником на отдых, развлечения, приобретение предметов роскоши, а также долги, которые возникли из участия должника в азартных играх, пари и тому подобное. Это свидетельствует о непрофессиональной и весьма поверхностную подготовку этого Кодекса.
Еще одна коррупционная норма, которая вообще может свести на нет всю процедуру банкротства, предоставляет право суду по мотивированному ходатайству должника и иных участников производства по делу о банкротстве исключить из состава ликвидационной массы имущество должника, на которое в соответствии с законодательными актами Украины может быть обращено взыскание, но оно является необходимым для удовлетворения насущных потребностей должника и его семьи.
Завершения судебных процедур в деле о банкротстве
Относительно последствий для физического лица закрытие производства в деле о банкротстве, то и здесь не обошлось без казусов. В частности, физическое лицо не освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов после завершения судебных процедур в деле о банкротстве и обязанность возврата непогашенных долгов по:
- возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью граждан;
- взыскания алиментов;
- других требований, которые неразрывно связаны с личностью физического лица.
Таким образом, например, по договорам поручительства лицо не освобождается от взятых на себя обязательств.
Кодексом предусмотрены определенные ограничения, устанавливаемые в отношении лиц, которые были признаны банкротом, в частности это запрет в течение пяти лет после признания должника банкротом принимать на себя обязательства по договорам займа и кредитным договорам, а также заключать договор поручительства, передавать имущество в залог без указания этого факта.
Также в течение пяти лет после признания физического лица банкротом это лицо должно указывать этот факт при регистрации как физическое лицо - предприниматель. Кроме этого, в течение указанного срока физические лица, признанные банкротом, не могут заниматься независимой профессиональной деятельностью, как адвокаты, частные нотариусы, арбитражные управляющие, частные исполнители и тому подобное. Последний запрет фактически является неконституционной и нарушает права граждан на труд.
В конце предлагается внести соответствующие изменения в:
Хозяйственного кодекса Украины в части процедур, применяемых к неплатежеспособному должнику, исключив мировое соглашение. Хотя более уместным было бы отметить, что она происходит на основании Закона или Кодекса, что, опять же, вносит определенные противоречия между законодательными актами;
Гражданского кодекса Украины. Добавлена возможность банкротства физического лица, упрощена процедура разделения целостного имущественного комплекса, что может привести к злоупотреблениям, добавлены ненужные условия в случае перевода долга вместо замены должника в обязательстве;
Хозяйственного процессуального и Гражданского процессуального кодексов. Внедрена описание процедуры и системы автоматического ареста и исполнения определения об обеспечении иска, что, по моему мнению, в связи с применением Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы является не оправданным;
Закона Украины «Об ипотеке». Изъято возможность добровольно определить стоимость ипотеки, а также определения ее по оценке, что приведет к значительным злоупотреблениям;
Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений». Изъято возможность регистрации предприятия как единый имущественный комплекс, что также приведет к злоупотреблениям и захватов предприятий;
Закона Украины «Об исполнительном производстве». Изъято основание возвращения исполнительного документа в случае признания должника банкротом, внедряется система автоматизированного ареста средств, что, по моему мнению, также включает определенные коррупционные риски и ненужные бюджетные затраты, изменены основания приостановления и окончания исполнительного производства;
Закона Украины «О банки и банковскую деятельность». Добавлено с не совсем понятным причинам еще одно основание для раскрытия банковской тайны, а именно судьям на основании определения об обеспечении иска и о замене одного способа обеспечения иска другим, а также государственным и частным исполнителям;
Закона Украины «О нотариате». Изъято основание выдачи свидетельства о праве собственности в случае приобретения недвижимого имущества, которое было предметом залога (ипотеки), и добавлено основание выдачи свидетельства о приобретении недвижимого имущества на основании акта о передаче права собственности на недвижимое имущество;
Закона Украины «О страховании». Указано о страховании гражданско-правовой ответственности теперь исключительно арбитражного управляющего;
Закон Украины «О финансовой реструктуризации». Добавлена статья о специальные положения, связанные с досудебными процедурами санации.
Обобщая предложенный Кодекс, можно прийти к выводу об отсутствии необходимости именно таким образом регулировать вопросы банкротства юридического лица. Законопроект содержит значительное количество норм, с помощью которых есть широкие возможности для рейдерских захватов и злоупотреблений. По моему мнению, его принятие может привести к нешуточным осложнениям работающим предприятиям и даст возможность мошенникам безнаказанно обманывать граждан.
К сожалению, народные избранники не учли все это во время его подготовки. По моему мнению, достаточно принять отдельный Закон относительно урегулирования вопроса банкротства физических лиц, что позволит открыть огромный экономический потенциал Украины и вывести значительные средства из теневого оборота.
Ликвидации предприятия по решению собственника
Проведение ликвидации предприятия по решению собственника завершается расчетами с кредиторами, и внесением записи о его ликвидации в государственный реестр (ч.5 ст. 91 ХКУ).
В случае, если при проведении ликвидации предприятия в общем порядке, выявлено, что имущества предприятия не достаточно для погашения кредиторских требований, то дальнейшая ликвидация осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом".
Особенности осуществления ликвидационной процедуры банкрота, который ликвидируется в общем гражданско-правовом порядке, предусмотренные ст. 95 Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом".
Основанием для возбуждения дела о банкротстве предприятия
Основанием для возбуждения дела о банкротство предприятия, которое ликвидируется, является недостаточность стоимости имущества должника для удовлетворения требований кредиторов при осуществлении ликвидации предприятий.
Законодательством Украины установлена обязанность обращения с заявлением о возбуждении дела о банкротстве предприятия если стоимость имущества юридического лица есть недостаточной для удовлетворения требований кредиторов, юридическое лицо ликвидируется в порядке, установленном Законом Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом".
Согласно ч. 1 ст. 95 указанного Закона предусмотрено, что в случае выявления факта недостаточности стоимости имущества для удовлетворения требований кредиторов, ликвидатор (ликвидационная комиссия) обязан обратиться в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве.
Собственник имущества должника (уполномоченное им лицо), руководитель должника, председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), допустившие нарушение установленного долга, об обращении в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве предприятия - должника, который ликвидируется собственником, влечет за собой установленную Законом ответственность.
Они несут солидарную ответственность по неудовлетворенным требованиям должника, о чем указывается в определении хозяйственного суда об утверждении ликвидационного баланса и отчета ликвидатора банкрота, что является основанием для дальнейшего обращения кредиторов с собственника имущества должника (уполномоченного им лица), руководителя должника, председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора).
Признание предприятия должника банкротом
Положения ст. 95 Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом", устанавливают единое основание для признания банкротом юридического лица - должника - недостаточность стоимости имущества должника для удовлетворения требований кредиторов и соблюдение должником порядка ликвидации юридического лица согласно законодательства Украины.
Для предоставления заявления о банкротстве такого должника, не имеет значение размер требований кредиторов и сроки невыполнения должником своих денежных обязательств перед кредиторами.
Указанные правила являются особенностью применения процедур банкротства и исключением из общих правил. Положениями ст. 95 Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом", предусмотрено две категории должников и установлено, относительно них свои отдельные особенности, это:
- должник, в отношении которого принято решение о ликвидации до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора);
- должник, находящийся в процессе прекращения и ликвидируется ликвидационной комиссией (ликвидатором). В случае, когда заявление подается в суд руководителем или собственником должника, производство по делу осуществляется по общим алгоритмом с учетом указанных выше особенностей.
Алгоритм применения процедуры банкротства ООО
- вынесение определения о возбуждении дела о банкротстве при наличии решения о ликвидации юридического лица и наличия данных относительно недостаточности стоимости имущества для удовлетворения требований кредиторов;
- назначение подготовительного заседания;
- в подготовительном заседании установление факта неоплатности долговых обязательств, признание должника банкротом, открытие ликвидационной процедуры и назначения ликвидатора банкрота из числа арбитражных управляющих;
- осуществление публикации объявления о признании должника банкротом;
- подготовительное заседание, относительно рассмотрения реестра требований кредиторов и формирование пассива должника, определение активов должника;
- заключительное судебное заседание, утверждение отчета ликвидатора и ликвидационного баланса банкрота, ликвидация банкрота.
Дополнительные особенности осуществления процедуры банкротства
По сравнению с приведенным алгоритмом, если заявление о признании должника банкротом подано в хозяйственный суд председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) должника, Закон о банкротстве предусматривает дополнительные особенности осуществления процедуры банкротства.
Главным обстоятельством, которое является основанием для применения дополнительных особенностей осуществления процедур банкротства является наличие у должника такого органа, как ликвидационная комиссия (ликвидатор). В данном случае, согласно ч. 2 ст. 95 Закона о банкротстве, должник считается таким, что ликвидируется, то есть таким, что уже находится в ликвидационной процедуре.
Согласно буквального содержания ч. 2 ст. 95 этого Закона, по результатам рассмотрения заявления о возбуждении дела о банкротстве хозяйственный суд открывает ликвидационную процедуру, назначает ликвидатора, обязанности которого могут быть возложены на председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) независимо от наличия у него лицензии, решение вопроса о признании должника банкротом осуществляется в судебном заседании, которое проводится не позднее четырнадцати дней после возбуждения производства по делу.
Сроки заявления требований к предприятию банкроту
Сроки заявления требований к должнику, который ликвидируется по ст. 95 Закона о банкротстве имеют свои особенности. В ч. 3 ст. 95 Закона о банкротстве установлен месячный срок со дня публикации объявления о признании должника банкротом для заявления кредиторами своих претензий к должнику, который ликвидируется.
Что касается ответственности лиц, указанных в ст. 95 Закона о банкротстве, перед кредиторами, требования которых не удовлетворенные из-за недостаточности имущества, правовым основанием взыскания с них части неудовлетворенных требований есть общие нормы ст. 541 и ст. 543 ГК Украины, согласно которым солидарная обязанность или солидарное требование возникают в случаях, установленных Законом.
В случае солидарной обязанности должников, кредитор имеет право требовать выполнения обязанности частично или в полном объеме как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности. Кредитор, получивший исполнение обязанности не в полном объеме от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников.
Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока их обязанность не будет выполнен в полном объеме. Выполнение солидарной обязанности в полном объеме одним из должников прекращает обязанность остальных солидарных должников перед кредитором.
Норма ч. 6 ст. 95 Закона о банкротстве, является специальным Законом, который устанавливает обязанность собственников солидарно отвечать (солидарная обязанность должников) по обязательствам ликвидированного юридического лица при условии нарушения ими требований ч. 1 ст. 95 Закона о банкротстве.
Банкротство в Украине 2019
Конечно, наибольшие ожидания от 2018 г. полагаются на усвоение судами и участниками дел о банкротстве правил игры по новым Хозяйственным процессуальным кодексом, который вступил в силу с 15.12.2017 г. Так, качественно новым для украинского конкурсного процесса становится использование новых доказательств банкротсва – показаний свидетелей, электронных доказательств и заключений экспертов, полученных по собственной инициативе сторон.
Прежде всего, потенциальный эффект от новых средств доказывания получат кредиторы, которые получат дополнительные опции для доведения незадокументованих денежных обязательств должников.
В частности, это может касаться принятия должником результатов работ или выполненных услуг (показания свидетелей), согласование существенных условий договоров путем обмена электронными письмами или другими цифровыми сообщениями (электронн