В Минюсте разъяснили, что удостоверяя договоры об отчуждении земли, нотариусы руководствуются положениями ст. 130 Земельного кодекса. Согласно ей, существует 8 случаев, когда приобретать земли сельскохозяйственного назначения запрещено.
При этом подобный запрет касается как физических, так и юридических лиц. Для последних перечень таких табу значительно шире. К примеру, даже после наступления предусмотренного нормативами дедлайна и принятия решения о продаже земли на референдуме, не смогут приобрести в собственность земельный участок с/х назначения юрлица, у которых не представляется возможным определить конечного бенефициарного владельца.
То же самое касается случаев, когда место регистрации таких владельцев находится в офшорных зонах из перечня, утвержденного правительством, либо если они числятся гражданами страны-агрессора.
Кроме того, запрещено приобретать участки физическим и юридическим лицам, по отношению к которым применены специальные экономические санкции либо прочие ограничительные меры согласно Закону «О санкциях» (например, запрет заключать договор соответствующего характера).
Таким образом, нотариальная проверка включает в себя:
• установление личности приобретателя;
• установление конечного бенефициарного собственника юрлица;
• проверку на наличие применения специальных санкций;
• определение общей площади соответствующих земельных участков в собственности приобретателя.
Для проведения проверки нотариусы будут использовать ряд информационных систем и реестров, в том числе Государственный реестр вещественных прав на недвижимое имущество, Единый госреестр юридических, физических лиц и общественных формирований.
По результатам проведенной проверки нотариус должен составлять протокол, в котором будет отмечать данные о соответствии либо несоответствии требованиям земельного законодательства.