Если посмотреть на отрасль градостроения, то можно сказать, что здесь коррупция на протяжении многих лет действовала в двух направлениях: ограничить то, что разрешено и разрешить то, что запрещено.
Из-за этого добропорядочные застройщики получают отказы, а недобропорядочные – все необходимые разрешения на строительство.
В парламенте зарегистрирован законопроект № 5655, который направленный на решение первой проблемы и, в то же время, еще больше усугубляет вторую.
Так, благодаря внедрению Единой государственной электронной системы в сфере строительства все разрешения на проведение строительных работ теперь будут генерироваться автоматически. Критерием для этого послужит наличие необходимой документации.
В свою очередь акт о введении объекта в эксплуатацию должен подтверждаться подписями всех задействованных лиц: подрядчика, архитектора, инженера. Этим самым вышеупомянутые лица берут на себя ответственность в случае выявления каких-либо нарушений.
Процесс автоматизации должен упростить жизнь именно добропорядочным застройщикам, которые следуют букве закона.
Недобропорядочным же застройщикам нововведения в некотором роде способствуют, поскольку здесь можно выделит ряд коррупционных рисков:
1. Чрезмерное сужение предмета контроля во время выдачи разрешений. Документы на строительство не будут проверяться на соответствие градостроительной документации или строительным нормам. Система будет только анализировать, есть запрашиваемый документ или нет. Также не будут анализироваться исходные данные (градостроительные условия и ограничения). Таким образом, получив нужную бумагу, система даст зеленый свет для всех последующих действий.
2. Конфликт интересов при осуществлении контроля за строительством. Нововведения предполагают создание нового института – уполномоченных лиц по градостроительному контролю. Это будут частные контролеры, которых застройщик самостоятельно должен нанять по контракту. Однако такие юридические лица будут действовать в условиях конфликта интересов, поскольку их непосредственным работодателем будет застройщик, заинтересованный в результатах контроля.
3. Нечеткое определение оснований для лишения сертификатов ответственных исполнителей. Все задействованные в процессе строительства специалисты будут зависеть от застройщика. Это создает риск для них стать частью коррупционных схем. Это мог бы предотвратить эффективный механизм лишения таких специалистов сертификатов, однако законопроектом четких норм подобного характера не предусмотрено.
4. Неопределенность механизма привлечения к ответственности. Жалобы касательно деятельности специалистов будут рассматриваться в произвольном порядке, так как последовательности действий закон не устанавливает.
5. Чрезмерная сложность процедуры укомплектования органа надзора специалистами в сфере градостроения, а также неопределенность в его финансировании.
6. Наличие возможности у чиновников самостоятельно принимать решения относительно последовательности проведения проверок строительства, когда речь заходит о градостроительном контроле. Система будет называть чиновнику объекты, которые она считает нужно проверить. А когда и куда идти должностное лицо будет выбирать на свое усмотрение.
7. Введение обремененных для субъектов хозяйствования требований, которые касаются размера лимитов страховых выплат. Чтобы осуществлять свою деятельность, уполномоченные лица должны заключить договор страхования гражданско-правовой ответственности на 3 млн евро для объектов, которые принадлежат к классу СС2 и на 5 млн евро для объектов СС3.
Таким образом, законопроект нуждается в доработках, которые предотвратят наступление коррупционных рисков или хотя бы сведут их к минимуму.