24.02.2022 Президент Украины подписал Указ №64/2022 «О введении военного положения в Украине» с 5:30 24 февраля 2022 года сроком на 30 суток.
24.02.2022 Президент Украины Указом №69/2022 постановил объявить и провести общую мобилизацию.
То есть, по состоянию на сегодняшний день, в Украине введено как военное положение, так и объявлена общая мобилизация, предусматривающая право государства (ее уполномоченных органов) на изъятие имущества частной собственности, в том числе и транспортных средств.
В данном случае рассмотрим изъятие транспортных средств предприятий в условиях введения военного положения и общей мобилизации, а именно основания, порядок такого изъятия, возврат изъятых ТС и возмещение стоимости ТС.
Касательно транспортных средств юридических лиц:
В данном случае, при введении военного положения и как следствие объявления общей мобилизации, под мобилизацию попадают не только граждане Украины, но и все транспортные средства, состоящие на военном учете. Важно, что все транспортные средства, находящиеся в собственности юридических лиц, состоят на военном учете.
Согласно данному указу Президента мобилизация будет проведена на территории Винницкой, Волынской, Днепропетровской, Донецкой, Житомирской, Закарпатской, Запорожской, Ивано-Франковской, Киевской, Кировоградской. Луганской, Львовской, Николаевской, Одесской, Полтавской, Ровенской, Сумской, Тернопольской, Харьковской, Херсонской, Хмельницкой, Черкасской, Черновицкой, Черниговской областей, города Киева.
Мобилизация проводится в течение 90 суток со дня вступления в силу Указа.
Данным указом установлено и привлечение транспортных средств для обеспечения нужд Вооруженных Сил Украины, Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины, Государственной пограничной службы Украины, Государственной специальной службы транспорта, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, других военных формирований Украины, которое осуществляется в объемах, определенных согласно мобилизационным планам.
Так, согласно Закону Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» № 3543-XII от 23.04.2021 (далее – Закон №3543) в Украине действует военно-транспортная обязанность.
Согласно ст.6 Закона №3543 военно-транспортная обязанность устанавливается с целью удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Украины, других военных формирований на особый период транспортными средствами и техникой и распространяется в том числе и на предприятия, учреждения и организации, в том числе на железные дороги, порты, пристани, аэропорты, нефтебазы, автозаправочные станции дорожного хозяйства и другие предприятия, учреждения и организации, обеспечивающие эксплуатацию транспортных средств, а также граждан-владельцев транспортных средств.
Порядок выполнения военно-транспортной обязанности определяется Положением о военно-транспортной обязанности, утвержденным Постановлением КМУ от 28.12.2000 № 1921 в редакции постановления КМУ от 17.06.2015 № 405 (далее – Положение №405).
Объемы транспортных средств по типам и маркам, которые планируется привлечь во время мобилизации, для предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности устанавливаются в соответствии с Мобилизационным планом местными государственными администрациями по предоставлению территориальных центров комплектования и социальной поддержки. Такой Мобилизационный план приводится на предприятие местной государственной администрацией.
Привлечение транспортных средств при мобилизации осуществляется территориальными центрами комплектования и социальной поддержки, Центральным управлением или региональными органами Службы безопасности Украины, соответствующим подразделением Службы внешней разведки Украины на основании решений местных государственных администраций, оформляемых соответствующими распоряжениями.
Прием-передача транспортных средств, привлеченных во время мобилизации, и их возврат после объявления демобилизации осуществляются на основании актов приема-передачи (форма таких актов утверждена Положением №405) в которых указываются сведения о владельцах, техническом состоянии, остаточной (балансовой) стоимости и другие необходимые сведения, позволяющие идентифицировать транспортные средства.
Согласно п.28 Положения №405 по собственной инициативе владельца и за счет его средств может проводиться независимая оценка транспортного средства или техники путем привлечения субъекта оценочной деятельности - субъекта хозяйствования в порядке, определенном законодательством об оценке имущества, имущественных правах и профессиональной оценочной деятельности. В таком случае в акте приема-передачи транспортного средства и техники указывается стоимость транспортного средства или техники, определенная по результатам проведения их независимой оценки.
Позволим себе подсказать, какие такие «другие» сведения о ТС, по нашему мнению, необходимы. Это именно те сведения о ТС, которые предусмотрены Порядком государственной регистрации (перерегистрации), снятия с учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, других приравненных к ним транспортных средств и мопедов, утвержденный постановлением КМУ от 7.09.1998 №1388 (далее – Порядок №1388).
Конечно, это регистрационные реквизиты ТС согласно абзацу пятому п. 33 Порядка № 1388: марка (модель), цвет, год выпуска, идентификационные номера (двигателя, шасси). Мы считаем, что поскольку обсуждается временное привлечение ТС в соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона № 3543, не связанное с изменением собственника, то для проведения перерегистрации ТС оснований нет (госномера не заменяются), а для подтверждения права военных на владение и пользование этим ТС можно оформить на него временный регистрационный талон согласно абзацу четвертому п. 16 Порядка №1388.
Хотя вряд ли военные захотят с этим возиться, тем более, что на сегодняшний день такая процедура совсем не обязательна. Если владелец автотранспорта передает автомобиль в управление другому лицу, достаточно передать вместе с ним свидетельство о регистрации транспортного средства (техпаспорт).
Возврат транспортных средств владельцу производится в течение 30 календарных дней с момента объявления демобилизации.
Порядок возврата и компенсации нанесённого вреда транспортным средствам в результате их привлечения во время мобилизации определяется тем же Положением №405, а именно пунктами 31-43.
Приведем главные принципиальные моменты:
- для возвращения ТС руководители предприятий, учреждений и организаций обращаются в военный комиссариат по месту их привлечения с соответствующим заявлением, в котором указывается: полное наименование организации; местонахождение; регистрационный номер учетной карты налогоплательщика; реквизиты банковского счета;
- сроки и пункты возвращения ТС определяются военными комиссариатами по согласованию с местными госадминистрациями, и доводятся до сведения руководителей предприятий, учреждений и организаций (но в пределах 30 календарных дней установленных Законом);
- командиры (начальники) воинских частей (подразделений), руководители учреждений и организаций военных формирований при возвращении ТС обязаны обеспечить: техническое обслуживание и заправку горючим в объемах, позволяющих доставить транспортные средства и технику в пункты возвращения с остатком горючего по возвращении в объемах, имевшихся на момент передачи; осуществление (при необходимости) определения объема ущерба, причиненного ТС; своевременную доставку транспортных средств и техники в определенные пункты возврата;
- ТС возвращаются с соответствующими регистрационными документами и государственными номерными знаками;
- определение объема вреда, причиненного ТС, осуществляется субъектом оценочной деятельности – органом государственной власти и органом местного самоуправления или судебным экспертом по результатам проведения оценки имущества;
- о возврате транспортных средств и техники, привлеченных при мобилизации, составляется акт. К акту о возвращении ТС прилагается заключение эксперта (экспертное исследование) или отчет об оценке имущества (акт оценки имущества);
- компенсация ущерба осуществляется из средств государственного бюджета в течение пяти последующих бюджетных периодов после объявления демобилизации и возвращение ТС;
- срок рассмотрения заявления – 10 рабочих дней с даты его подачи (может быть продлен до 1 месяца);
- по результатам рассмотрения заявления военный комиссариат оформляет вывод об осуществлении выплаты по форме согласно приложению 8 Положения №405, которое подписывается военным комиссаром с указанием фамилии и инициалов, и скрепляется печатью. Указанный вывод составляется в трех экземплярах, один из которых передается заявителю, второй – территориальному органу Казначейства, а третий хранится в военном комиссариате;
- военный комиссариат на основании такого вывода определяет потребность в средствах, учитываемую Минобороны в бюджетном запросе на следующий бюджетный период после объявления демобилизации;
- выплата компенсации производится в порядке очередности оформления выводов;
- если в результате привлечения во время мобилизации транспортное средство или техника были уничтожены, их владельцу возмещается имущественный ущерб, определенный по результатам независимой оценки, проведенной в соответствии с законодательством об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности, на дату проведения такой оценки;
- ТС, которые были уничтожены в результате их привлечения во время мобилизации, подлежат списанию с балансового учета предприятий на основании предоставленных военными формированиями документов, подтверждающих уничтожение таких транспортных средств и техники;
- споры, связанные с выплатой компенсации, разрешаются в судебном порядке. В этом случае рекомендуем заручиться поддержкой одних из лучших адвокатов Украины - команды Юридического агентства "Абсолют". Позвоните на номер +380677323882, чтобы получить качественную и профессиональную юридическую помощь.