16.06.2022 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины по административной ответственности граждан за нарушение таможенных правил» (Закон №6051).
Вторым сенатом Конституционного Суда Украины 21 июля 2021 принято решение № 3-р(II)/2021 по результатам рассмотрения дела № 3-261/2019(5915/19) по конституционной жалобе Одинцовой О.А. о соответствии Конституции Украины (конституционности) отдельных положений абзаца второго статьи 471 Таможенного кодекса Украины, которым признаны не соответствующими Конституции Украины (являются неконституционными), отдельные положения абзаца второго статьи 471 Таможенного кодекса Украины, а именно «а в случае если непосредственными предметами правонарушения есть товары, перемещение которых через таможенную границу Украины запрещено или ограничено законодательством Украины – также конфискацию этих товаров».
Решая поднятые в конституционной жалобе вопросы, Конституционный Суд Украины пришел к выводу, что указанные выше положения абзаца второго статьи 471 Кодекса в части установления обязательной конфискации валютных ценностей в сумме, превышающей эквивалент 10 тысяч евро, как товаров, перемещение которых через таможенную границу Украины ограничено законодательством Украины, если такие товары являются непосредственными предметами правонарушения, не обеспечивают справедливого баланса между требованиями публичных интересов и защитой права собственности и не согласуются с принципом верховенства права. Следовательно, оспариваемые положения статьи 471 Кодекса по этой части противоречат предписаниям части первой статьи 8, частей первой, четвертой, шестой статьи 41, части первой статьи 64 Конституции Украины.
Согласно пункту второму резолютивной части указанного выше решения Конституционного Суда Украины, с целью надлежащего юридического урегулирования вопроса административной ответственности за административное правонарушение, определенное статьей 471 Кодекса, утрата в силу положений Таможенного кодекса Украины, признанных неконституционными, отсрочена на 6 месяцев со дня постановления их неконституционность.
Таким образом, этот законопроект в части изменения статьи 471 Таможенного кодекса Украины направлен на недопущение неурегулированности вопроса административной ответственности граждан за нарушение порядка декларирования товаров, перемещаемых ими через таможенную границу Украины (в том числе «зеленым коридором»), с момента утраты норм Кодекса, признанными неконституционными в соответствии с указанным решением Конституционного Суда Украины.
Кроме того, Закон предлагает урегулировать вопрос применения процедуры компромисса по делам о нарушении таможенных правил. Согласно части первой статьи 521 Таможенного кодекса Украины при отсутствии в действиях лица, совершившего нарушение таможенных правил, признаков уголовного правонарушения производства по делу об этом правонарушении может быть прекращено путем компромисса. Компромисс заключается в заключении мирового соглашения между указанным лицом и таможенным органом, должностное лицо которого осуществляет производство по делу. Практика применения компромисса по делам о нарушении таможенных правил ввиду общего количества заведенных дел о нарушении таможенных правил свидетельствует о том, что данная процедура почти не используется.
Так, за 6 месяцев 2021 года было заведено 6983 дела о нарушении таможенных правил, из них всего в 279 случаях было заключено мировое соглашение. За аналогичный период 2020 года было заведено 7246 дел о нарушении таможенных правил, из них всего в 163 случаях было заключено мировое соглашение.
Одной из причин низкого уровня использования данного механизма, среди прочего, является установленное Кодексом ограничение возможности размещения только в таможенные режимы уничтожения или разрушения или отказа в пользу государства товаров, которые являются непосредственными предметами нарушения таможенных правил, и могут подлежать конфискации согласно санкции соответствующей статьи. В случае применения в таких делах конфискации по решению суда, бремя содержания и уничтожения таких товаров возлагается на государство, что в свою очередь предопределяет дополнительные расходы из государственного бюджета.
Законом №6051, с целью стимулирования избрания процедуры компромисса и уменьшения расходов из государственного бюджета, предлагается предоставить возможность лицу, совершившему нарушения таможенных правил, помещать товары – непосредственные предметы нарушения таможенных правил, в таможенные режимы импорта или экспорта – с обязательным соблюдением мер тарифного и нетарифного регулирования, в том числе уплатой надлежащих таможенных платежей, и при условии внесения в государственный бюджет средств в размере, равных сумме штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи Таможенного кодекса Украины, с применением коэффициента 1, 3.
Более детально.
В Таможенный кодекс Украины (статьи 366) внесены изменения и определено, что начало прохождения (проезда транспортными средствами личного пользования) гражданином каналом, обозначенным символами зеленого цвета ("зеленый коридор") является декларированием путем совершения действий этим гражданином о том, что перемещаемые им через таможенную границу Украины товары не подлежат письменному декларированию, налогообложению таможенными платежами, не подпадают под установленные законодательством запреты и/или ограничения ввоза на таможенную территорию Украины или вывоза за пределы этой территории. Такое декларирование свидетельствует о фактах, имеющих юридическое значение. Граждане, которые проходят (проезжают транспортными средствами личного пользования) через "зеленый коридор", освобождаются от подачи письменной таможенной декларации. Освобождение от представления письменной таможенной декларации не означает освобождение от обязанности соблюдения порядка перемещения товаров через таможенную границу Украины и административной ответственности за нарушение таможенных правил, предусмотренных настоящим Кодексом.
Также, претерпела изменения и статья 471 Таможенного кодекса Украины, согласно которой недекларирование валютных ценностей, перемещаемых гражданами через таможенную границу Украины, в сумме, превышающей разрешенную законодательством Украины для их перемещения без письменного декларирования, - влечет наложение штрафа в размере 20 процентов суммы, превышающей разрешенную законодательством Украины для перемещения валютных ценностей без письменного декларирования, согласно официальному курсу Национального банка на день совершения нарушения таможенных правил.
Недекларирование товаров (кроме указанных в частях первой и/или третьей настоящей статьи), перемещаемых через таможенную границу Украины гражданами, - влечет наложение штрафа в размере 30 процентов стоимости этих товаров.
Недекларирование товаров (кроме валютных ценностей), подпадающих под установленные законодательством запреты и/или ограничения по ввозу на таможенную территорию Украины или вывозу за пределы этой территории и перемещаемых гражданами,- влечет наложение штрафа в размере трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией таких товаров или без таковой.
Примечание. Недекларированием в этой статье считается незаявление гражданином по установленной форме точных и достоверных сведений, перечень которых определен настоящим Кодексом, о товарах, перемещаемых (пересылаемых) таким гражданином через таможенную границу Украины (в том числе при прохождении (проезде) им каналом, обозначенным символами зеленого) цвета ("зеленый коридор").
Компромисс по делу о нарушении таможенных правил предусмотрен по условиям мирового соглашения. Лицо, совершившее нарушение таможенных правил, в определенный в мировом соглашении срок, который не может превышать 30 дней, обязано:
1) внести в государственный бюджет средства в размере, равном сумме штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи настоящего Кодекса;
2) в случае если санкцией соответствующей статьи настоящего Кодекса предусмотрена конфискация товаров, транспортных средств – непосредственных предметов нарушения таможенных правил, поместить следующие товары, транспортные средства в таможенный режим:
а) отказа в пользу государства, или
б) уничтожение или разрушение – в том числе, если по заключению таможенного органа указанные товары, транспортные средства не могут быть помещены в таможенный режим отказа в пользу государства или выпущены в свободное обращение, или
в) импорта или экспорта – с обязательным соблюдением мер тарифного и нетарифного регулирования, в том числе уплатой надлежащих таможенных платежей. При этом к размеру денежных средств, предусмотренных пунктом 1 части второй настоящей статьи, применяется коэффициент 1,3.
Транспортные средства, которые использовались для перемещения товаров - непосредственных предметов нарушения таможенных правил через таможенную границу Украины вне таможенного контроля, а также товары и/или транспортные средства со специально изготовленными хранилищами (тайниками), которые использовались для перемещения товаров - непосредственных предметов нарушения таможенных правил через таможенную границу Украины, могут быть помещены исключительно в таможенный режим отказа в пользу государства или уничтожения или разрушения;
По условиям мирового соглашения таможенный орган обязан прекратить производство по делу о нарушении таможенных правил в отношении лица, совершившего нарушение таможенных правил, и осуществить таможенное оформление задекларированных им товаров, транспортных средств в соответствии с заявленным таможенным режимом.
Учитывая вышеизложенное, введение в действие Закона №6051 и реализация его норм обеспечит приведение положений статьи 471 Таможенного кодекса Украины в соответствие с Решением Конституционного Суда Украины от 21.07.2021 № 3-р(II)/2021. Урегулирование процедуры компромисса по делам о нарушении таможенных правил будет стимулировать избрание такой процедуры и повлечет увеличение объема заключения мировых соглашений, что положительно повлияет на доходы бюджета.