По делу № 556/1939/15-ц истец требовал отменить договоры дарения на дом и земельный участок, поскольку он неправильно понял природу такой сделки и не имел целью безвозмездно передавать недвижимость в собственность ответчика. Кроме того, во время подписания договора истец был полноценным собственником имущества, так как часть его получил только по наследству после смерти матери.
Мнения судов первой и апелляционной инстанций разошлись, поэтому дело было направлено на кассационное рассмотрение. Постановлением от 13.03.2019 года Верховный Суд пришел к следующему.
Сделка, совершенная из-за ошибки, обмана, насилия, злонамеренной договоренности сторон или в результате воздействия тяжелого обстоятельства, является оспариваемой.
Вышеупомянутые обстоятельства должны существовать именно на момент совершения сделки. Подтвердить это необходимо соответствующими доказательствами. Если же лицо ошиблось из-за своей халатность, отсутствия знаний или понимания положений закона, это не является основанием требовать признать договор недействительным.
В данном случае истец действительно лицо преклонного возраста, имел проблемы со здоровьем, а потому нуждался в постороннем уходе. Передать в собственность спорное имущество он хотел только после своей смерти, о чем им было составлено завещание.
Оформляя договоры, человек ошибался относительно природы сделки, прав и обязанностей, которые возникнут после ее заключения. Поэтому суд пришел к выводу, что оспариваемые сделки дарения заключены в нарушение положений гражданского законодательства, поскольку истец не имел свободного и сознательного волеизъявления при заключении договоров безвозмездной передачи в собственность жилого дома, который был его единственным жильем, а также земельного участка. Договоры дарения признаны недействительными.