В последнее время все более распространенными стали случаи, когда в рамках возбужденных уголовных производств в адрес предприятий, учреждений, организаций направляются письма с требованием предоставить информацию и документы, касающиеся вопросов деятельности предприятия.
Как правило, ссылаясь на необходимость обеспечения задач уголовного судопроизводства, что находится у конкретного следователя, в таких письмах-требованиях ставится вопрос о предоставлении экземпляров договоров, отчетов, информации о работе с контрагентами, накладных, актов, платежных документов, должностных инструкций, приказов и прочее. И, как правовое основание для обязательства лица предоставить запрашиваемые документы и информацию, в таком письме-требовании указываются ссылки на ст. 93 Уголовно-процессуального кодекса Украины (далее УПК Украины).
Что же делать, если Вы получили письмо-требование подобного содержания?
Для ответа на заданный вопрос предлагаем наглядный и последовательный анализ действующих норм законодательства, которыми и урегулирован данный вопрос.
Так, первая аксиома и государственная гарантия правового порядка в стране – это Основной Закон.
В ст. 19 Конституции Украины определено, что государственные органы и их должностные лица обязаны действовать только на основании и в рамках Закона. А специальным законом, призванным определять способы деятельности в уголовном производстве является Уголовно-процессуальный кодекс Украины и он, соответственно, и регламентирует определенные и последовательные «правила игры».
Порядок уголовного судопроизводства на территории Украины определяется только Уголовно-процессуальным законодательством Украины (ст. 1 УПК Украины). И собственно в ч.1. ст. 93 УПК Украины отмечается, что сбор доказательств осуществляется сторонами уголовного производства, потерпевшим, представителем юридического лица, в отношении которого осуществляется производство, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Доказательствами в уголовном производстве являются фактические данные, полученные в предусмотренном настоящим Кодексом порядке, на основании которых следователь, прокурор, следственный судья и суд устанавливают наличие или отсутствие фактов и обстоятельств, имеющих значение для уголовного производства, и подлежащих доказыванию (ст. 84 УПК Украины).
Поэтому, собственно, как норма ст. 84, так и ст. 93 УПК Украины, содержат императивные предписания и отмечают, что только в порядке, определенном Законом, проводится сбор доказательств в уголовном производстве.
Вместе с тем, ч.2 ст. 93 УПК Украины определяет, что сторона обвинения осуществляет сбор доказательств путем проведения следственных (розыскных) действий и негласных следственных (розыскных) действий, истребования и получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, должностных и физических лиц вещей, документов, сведений, заключений экспертов, выводов ревизий и актов проверок, проведения иных процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом. Но более детально порядок сбора доказательств путем доступа к вещам и документам определен в гл.15 УПК Украины «Временный доступ к вещам и документам». Следует помнить, что сбор информации может быть проведен и за счет проведения других процессуальных мер и, аналогично, исключено в порядке, определенном нормами УПК Украины.
Временный доступ к вещам и документам заключается в предоставлении лицом, во владении которого находятся такие вещи и документы, стороне уголовного производства возможности ознакомиться с документами, сделать их копии и удалить их (осуществить их выемку) (ч.1 ст..159 УПК Украины).
В то же время, ч.2. ст. 159 УПК Украины содержит оговорку «!» – временный доступ к вещам и документам осуществляется на основании постановления следственного судьи, суда.
Таким образом, другого, кроме как при наличии решения суда, способа доступа к вещам и документам Кодекс не определяет. И можно допустить мысль, что любые доказательства, полученные иным способом, считаются доказательствами, полученными следователем с нарушением установленного Законом порядка, а, следовательно, недопустимыми.
И это выглядит вполне логично, поскольку, как уже отмечалось, Уголовно-процессуальный кодекс Украины определяет и другие способы возможного получения вещей и документов в уголовном производстве. Такими способами являются – обыск (ст. 234 УПК Украины) с изъятием, а по информации (именно информации, а не вещей или документов) – это допрос (ст. 224 УПК Украины), а также и получение доказательств в ходе негласных следственных действий (гл. 21 УПК Украины).
Все остальные действия по предоставлению стороне обвинения доказательств в виде вещей, документов, информации исключительно добровольные и ничем не обусловленные, помимо собственной воли, действия лица.
Подытоживая сказанное, фактически ссылки следователя в письме-требовании на ст. 93 УПК Украины, как на законное основание для обязательства лица предоставить доказательства следствию, не что иное, как лукавство. И выбирать – выполнять или нет такое требование, только Вам.
В качестве совета и рекомендации, отметим, что в целом, если нет принципиальной позиции, относительно непредоставления документации или информации, то определенные сведения могут быть предоставлены без ущерба интересам предприятия. Тем более, сегодня большинство информации вообще имеется в открытом доступе, реестрах и системах поиска, сайтах и предоставление ее не представляет угрозы информационной или коммерческой безопасности.
В то же время, безосновательный и умышленный отказ на запрос-требование может стать основой для инициирования более «резких» следственных действий, таких как обыск и т.д. Тогда уж точно – эта и другая информация, а также документы предприятия, окажутся не только под угрозой разглашения, но и могут «надолго лечь на столе следователя» в составе других документов уголовного производства. Так нужны ли такие сложности предприятию?
Таким образом, можно дать ответ на какой запрос-требование о предоставлении информации и документов в порядке ст. 93 УПК Украины, однако лучше будет взвешенно подойти к вопросу и, воспользовавшись советом опытного адвоката, удовлетворить такое требование, но искусственно ограничить объем того, что Вы разглашаете. То есть информация по такому запросу-требованию, может быть предоставлена частично, исключая ту, которая составляет коммерческую тайну, имеет другие риски распространения. Это позволит не только не навлечь на себя «гнев», но и не открываясь конкурентам, способствовать выполнению задач уголовного судопроизводства.