Изменения в Налоговом кодексе Украины: какие меры приняты для восстановления экономики государства

08.04.2022
Юридические новости

1 апреля 2022 года Верховная Рада Украины 320 голосами приняла Закон 7234 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины об администрировании отдельных налогов в период военного, чрезвычайного положения".
 

2 апреля 2022 данный Закон был передан на подписание Президенту Украины.
 

В первую очередь, освобождены от налогообложения таможенными платежами операции по ввозу товаров (с перечнем и кодами определенными в Законе), конечными получателями которых являются правоохранительные органы, Министерство обороны Украины, Вооруженные Силы Украины и другие военные формирования, добровольческие формирования территориальных общин, образованные в соответствии с законами Украины, других субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом в соответствии с законом и/или участвующими в осуществлении мер по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии Российской Федерации.


Также, Законом 7234 предусмотрено, что на период действия правового режима военного, чрезвычайного положения освобождены от годового НДФЛ неприбыльные организации, оказывающие благотворительную помощь физическим лицам, проживающим (жившим) на территории населенных пунктов, где проводятся (проводились) боевые действия, и/ или вынужденно покинувшим место жительства в связи с совершением боевых действий. В таких населенных пунктах для производителей электрической энергии, на которых возложены специальные обязанности для обеспечения общественных интересов в соответствии с Законом Украины "О рынке электрической энергии", установлен кассовый метод определения возникновения налоговых обязательств по акцизному налогу на операции по реализации электрической энергии.
 

Обращаем внимание и на то, что данным Законом предусмотрены некоторые льготы по налогообложению налогом на прибыль предприятий, временно перешедших на уплату единого налога третьей группы по ставке 2%, в частности:
 

- излишне уплаченная сумма денежных обязательств по налогу на прибыль предприятий, существующая на дату перехода на уплату единого налога по ставке два процента, может быть зачислена в погашение денежных обязательств по этому налогу, возникающих после возобновления уплаты налога на прибыль предприятий;
 

- авансовые взносы по налогу на прибыль предприятий при выплате дивидендов, оставшихся неучтенными в уменьшение начисленной суммы налогового обязательства по этому налогу на дату перехода на уплату единого налога по ставке два процента, могут быть учтены в уменьшении такой суммы после возобновления уплаты налога на прибыль компаний;
 

- если плательщик, который в течение календарного года перешел на уплату единого налога по ставке два процента, в этом же году возобновляет уплату налога на прибыль предприятий, то такой плательщик составляет и подает налоговую декларацию по налогу на прибыль предприятий нарастающим итогом с начала такого календарного года;
 

При этом результаты деятельности за периоды нахождения на уплате единого налога по ставке два процента не учитываются при определении объекта налогообложения налогом на прибыль предприятий, указанного в подпункте 134.1.1 НК Украины, с учетом положений подраздела 4 настоящего раздела для плательщиков налога на прибыль, перешедшие из упрощенной системы налогообложения на общую;
 

- для плательщиков единого налога третьей группы, находящихся на упрощенной системе налогообложения по ставке 2%: не применять ограничения объема дохода как условия пребывания на этой группе единого налога; возможность находиться на этой системе налогообложения субъектов хозяйствования, ведущих деятельность по розничной торговле подакцизными товарами, по добыче подземных и поверхностных вод и предоставлению услуг централизованного водоснабжения и водоотвода; урегулирование последствий по налогообложению налогом на прибыль предприятий при переходе налогоплательщиков из общей системы налогообложения на упрощенную с применением ставки 2% и наоборот.
 

Налоговые органы (центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, его территориальные органы) имеют право:
 

1) проводить у субъектов хозяйствования в установленном порядке фактические проверки: достоверности указанной в документах информации о формировании, установлении и применении государственных регулируемых цен; бухгалтерских книг, отчетов, смет, деклараций, показателей регистраторов расчетных операций и других документов независимо от способа предоставления информации, связанных с формированием, установлением и применением государственных регулируемых цен, согласно абзацу второго настоящего пункта; наличия выписки или выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц - предпринимателей, а также документов, удостоверяющих личность, у должностных лиц;
 

2) получать в соответствии с законодательством в письменной форме пояснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки;

3) получать безвозмездно от проверяемых субъектов хозяйствования копии документов и другие сведения, необходимые для осуществления государственного надзора (контроля) за соблюдением требований по формированию, установлению и применению государственных регулируемых цен, документов, которые могут подтверждать их нарушение, платежных поручений , квитанций, подтверждающих факт перечисления в бюджет средств при применении административно-хозяйственных санкций, а также справки, подготовленные субъектами хозяйствования по их требованию;

4) делать запросы и получать от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в полном объеме информацию и документы, необходимые для выполнения возложенных на них функций;

5) направлять центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику по контролю за ценами, его территориальным органам акт проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о ценах и ценообразовании, согласно абзацу второго настоящего пункта.

Принятый Закон обеспечит восстановление экономики страны, дозволит повысить нужное обеспечение военных и правоохранительных подразделений в отражении вооруженного нападения Российской Федерации и обеспечит права, обязанности налогоплательщиков и контролирующих органов.