24 февраля 2022 началась полномасштабная вооруженная агрессия РФ против Украины. Масштабное применение агрессором антигуманных методов и средств, получивших оценку не только в Украине, но и в цивилизованном мире как военные преступления, преступления против человечности и геноцид, приводит к масштабному разрушению гражданской инфраструктуры, огромному материальному ущербу и смерти тысяч граждан Украины.
24 мая 2022 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о повышении эффективности санкций, связанных с активами отдельных лиц» (Закон №7194).
Несмотря на то, что Правительство Украины сделало заявление об отступлении от обязательств по Европейской конвенции о защите прав человека и Международному пакту о гражданских и политических правах, во время подготовки была осуществлена оценка предложенных положений международным обязательствам Украины. Целью этого Закона является препятствование использованию экономических активов в ущерб национальной безопасности Украины и привлечение активов, которые являются основой для деятельности, направленной на подготовку, разжигание и ведение агрессивной войны (включая агрессивную пропаганду), для усиления обороны Украины и возмещения причиненного вреда. По этому поводу следует отметить, что серьезность, масштабность, острота и катастрофические тенденции развития ситуации в сфере безопасности и гуманитарной ситуации в Украине и мире в связи с вооруженной агрессией РФ оправдывают предложенные меры. Санкция носит исключительный характер, получает проявление в исключительных основаниях ее применения (только в отношении физических и юридических лиц, которые своими действиями создали угрозу национальной безопасности, суверенитету или территориальной целостности Украины (в том числе путем вооруженной агрессии или террористической деятельности) или способствовали (в том числе путем финансирования) совершению таких действий другими лицами), а также в строгом ограничении периода его потенциального применения действием правового режима военного положения (ст. 5-1 Закона Украины «О санкциях» в редакции законопроекта).
В соответствии с требованиями ст. 41 Конституции установлен исключительно судебный порядок принятия решения о применении этой санкции, а также процедуры его апелляционного обжалования (ст. 5-1 Закона Украины "О санкциях" в редакции законопроекта). Предлагаемые в законопроекте средства решения проблемы адекватны и отвечают серьезности и остроте ситуации, сложившейся в мировой системе безопасности, а также приемлемыми и пригодными для достижения легитимной цели и обеспечения при этом соответствующего «справедливого баланса» для обеспечения защиты от угрозы нации.
Законом №7194 также предусмотрены изменения в Кодекс административного судопроизводства Украины, в соответствии с которыми определено, что Высшему антикоррупционному суду подсудны дела о применении санкции, предусмотренной пунктом 1-1 части первой статьи 4 Закона Украины "О санкциях". Высший антикоррупционный суд решает административные дела по применению санкции, предусмотренной пунктом 1-1 части первой статьи 4 Закона Украины "О санкциях", как суд первой инстанции. Апелляционная палата Высшего антикоррупционного суда пересматривает судебные решения Высшего антикоррупционного суда в апелляционном порядке как суд апелляционной инстанции.
Особенности производства по делам о применении санкций
Исковое заявление о применении санкции, предусмотренной пунктом 1-1 части первой статьи 4 Закона Украины "О санкциях", подается в Высший антикоррупционный суд и должно содержать:
1) наименование суда;
2) наименование, почтовый адрес, а также номер средства связи истца;
3) полное наименование (для юридических лиц) или имя (фамилия, имя и отчество - для физических лиц) лица, к которому применяется санкция, предусмотренная пунктом 1-1 части первой статьи 4 Закона Украины "О санкциях"; если такие сведения известны – ее местонахождение (для юридических лиц) или место жительства или пребывания (для физических лиц); идентификационный код юридического лица в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины (для юридических лиц, зарегистрированных по законодательству Украины); регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (для физических лиц) при его наличии или номер и серия паспорта для физических лиц - граждан Украины (если такие сведения известны), известные номера средств связи и адреса электронной почты;
4) обоснование наличия одного или нескольких оснований для применения санкций, определенных Законом Украины "О санкциях", и требования заявителя;
5) перечень имущества (активов), подлежащего (подлежащие) взысканию в доход государства на основании пункта 1-1 части первой статьи 4 Закона Украины "О санкциях";
6) перечень прилагаемых документов и других материалов;
7) подпись уполномоченного лица субъекта властных полномочий, скрепляемого печатью.
В случае несоблюдения требований этой части суд уведомляет об этом истца и предоставляет ему срок, но не более 24 часов, для устранения недостатков.
Невыполнение требований суда в установленный срок влечет возврат истцу искового заявления и приложенных к нему документов.
Возврат искового заявления не является препятствием для повторного обращения с ним в суд после устранения его недостатков.
В двухдневный срок со дня получения искового заявления лицо, относительно которого ставится вопрос о применении санкции, предусмотренной пунктом 1-1 части первой статьи 4 Закона Украины "О санкциях", вправе подать отзыв на исковое заявление. Не допускается остановка производства по делу по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части первой статьи 236 настоящего Кодекса.
Дело о применении санкции, предусмотренной пунктом 1-1 части первой статьи 4 Закона Украины "О санкциях", разрешается коллегией в составе трех судей Высшего антикоррупционного суда в течение 10 дней со дня поступления искового заявления в суд.
Исковое заявление рассматривается в судебном заседании с уведомлением о дате, времени и месте судебного заседания истца и лица, относительно которого ставится вопрос о применении санкции, предусмотренной пунктом 1-1 части первой статьи 4 Закона Украины "О санкциях".
Неявка на судебное заседание участников дела и/или их представителей не препятствует рассмотрению искового заявления по существу и не может являться основанием для остановки сроков его рассмотрения, отложения заседания на другое время или дату или объявления перерыва в судебном заседании.
Суд принимает решение в пользу той стороны, совокупность доказательств которой более убедительна по сравнению с совокупностью доказательств другой стороны.
По результатам рассмотрения искового заявления Высший антикоррупционный суд принимает одно из следующих решений:
1) о применении к физическому или юридическому лицу санкции, предусмотренной пунктом 1-1 части первой статьи 4 Закона Украины "О санкциях";
2) об отказе в удовлетворении иска.
Копия решения Высшего антикоррупционного суда не позднее следующего дня после принятия направляется истцу и лицу, в отношении которого ставился вопрос о применении санкции (если известны сведения о местонахождении), предусмотренной пунктом 1-1 части первой статьи 4 настоящего Закона, на официальные электронные адреса (в случае их наличия) и публикуется на официальном веб-сайте Высшего антикоррупционного суда.
Апелляционная жалоба на решение Высшего антикоррупционного суда может быть подана стороной в Апелляционную палату Высшего антикоррупционного суда в течение пяти дней со дня его провозглашения. Лица, не присутствовавшие при оглашении указанного решения, имеют право его обжаловать в течение пяти дней со дня публикации решения на официальном веб-сайте Высшего антикоррупционного суда. Рассмотрение апелляционной жалобы осуществляется Апелляционной палатой Высшего антикоррупционного суда в течение пяти дней со дня поступления апелляционной жалобы в суд. О рассмотрении апелляционной жалобы стороны уведомляются в порядке, предусмотренном статьей 268 настоящего Кодекса.
Неявка участников дела и/или их представителей в судебное заседание не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы и не может являться основанием для остановки сроков ее рассмотрения, перенесения заседания на другое время или дату или объявления перерыва в судебном заседании.
Апелляционная палата Высшего антикоррупционного суда пересматривает дело по имеющимся в нем и дополнительно представленным доказательствам и проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов и требований апелляционной жалобы.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд принимает одно из следующих решений:
1) об оставлении судебного решения без изменений, а жалобы – без удовлетворения;
2) об изменении судебного решения;
3) об отмене судебного решения и о принятии нового решения.
Постановление Апелляционной палаты Высшего антикоррупционного суда вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не подлежит обжалованию в касационном порядке.
Копия постановления Апелляционной палаты Высшего антикоррупционного суда не позднее следующего дня после принятия направляется сторонам на официальные электронные адреса (при их наличии) и публикуется на официальном веб-сайте Высшего антикоррупционного суда".