Банковская тайны: какие изменения внес Нацбанк

15.03.2021
Юридические новости

Нацбанк внес изменения в Правила хранения, защиты, использования и раскрытия банковской тайны, утвержденные постановлением Правления НБУ от 14 июля 2006 года № 267.
 

Соответствующее постановление от 12 февраля 2021 № 18 вступило в силу 16 февраля.
 

Таким образом Нацбанк разрешил банкам открывать исполнителям данные о суммах на счетах должников.
 

Так, п.3.10. Правила хранения, защиты, использования и раскрытия банковской тайны установлено, что Банк обязан предоставить информацию органам государственной исполнительной службы и частным исполнителям в объеме, порядке и в случаях, определенных в статье 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности».
 

Следовательно, информацию могут получать не только государственные исполнители, но и частные.
 

Статьей 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», установлен порядок раскрытия банковской тайны. В п.6 ст.62 ЗУ «О банках и банковской деятельности» установлено, что информация о юридических и физических лицах, содержащая банковскую тайну, раскрывается банками органам государственной исполнительной службы, частным исполнителям по их письменному требованию по вопросам исполнения решений судов и решений, подлежащих принудительному исполнению в соответствии с Законом Украины «Об исполнительном производстве».
 

Итак, в случае открытия исполнительного производства по принудительному исполнению решений происходит на основании следующих исполнительных документов:

  • исполнительных листов и приказов, издаваемых судами на основании судебных решений, решений третейского суда, решений международного коммерческого арбитража, решений иностранных судов и на других основаниях, определенных законом или международным договором Украины;
  • судебных приказов;
  • постановлений судов по гражданским, хозяйственным, административным делам, делам об административных правонарушениях, уголовных производствах в случаях, предусмотренных законом;
  • исполнительных надписей нотариусов;
  • удостоверений комиссий по трудовым спорам, выдаваемых на основании соответствующих решений таких комиссий;
  • постановлений государственных исполнителей о взыскании исполнительного сбора, постановлений государственных исполнителей или частных исполнителей о взыскании расходов исполнительного производства, о наложении штрафа, постановлений частных исполнителей о взыскании основной вознаграждения;
  • постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законом;
  • решений других государственных органов и решений Национального банка Украины, законом признаных исполнительными документами;
  • решений Европейского суда по правам человека с учетом особенностей, предусмотренных Законом Украины «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека», а также решений других международных юрисдикционных органов в случаях, предусмотренных международным договором Украины;
  • решений (постановлений) субъектов государственного финансового мониторинга (их уполномоченных должностных лиц), если их выполнение по закону возложено на органы и лиц, осуществляющих принудительное исполнение решений, последним предоставляется информация относительно юридических и физических лиц, которая содержит банковскую тайну.
     

К такой информации относится:

- информация о наличии и /или состоянии счетов должника, которая должна содержать номера счетов, открытых должником в банке, а также суммы средств, имеющихся на таких счетах;

- информация о движении средств и операций на счетах должника за конкретный промежуток времени;

- информация по договорам должника о хранении ценностей или предоставления должнику в имущественный наем (аренду) индивидуального банковского сейфа, охраняемого банком.


Итак, основаниями достаточными для запроса исполнителя на раскрытие банковской тайны является только наличие исполнительного производства о взыскании денежных средств с должника, при этом наличие любого дополнительного судебного решения на получение такой информации или раскрытие банковской тайны – не требуется.


Таким образом, в настоящее время возникает ряд существенных вопросов относительно того, какие действия или санкции в отношении граждан, исполнители смогут применять на основании информации, полученной в банках?


Может владелец банковского счета опротестовать или признать незаконным раскрытия банковской тайны по его счетам?


Ответы на эти вопросы сформируются с наработкой судебной правоприменительной практики. Но пока следует заметить то, что таким образом частные и государственные исполнители смогут вовремя и в кратчайший срок взимать денежные средства с должников в т.ч. применять аресты на ценности, банковские сейфы включая имущество, применять аресты на средства находящиеся на счетах должника до полного погашения долга, однако совершение таких действий фактически будет происходить без дополнительного судебного контроля и, наверное, создаст поле для манипуляций!


Касательно обжалования таких действий банка и исполнителей должником (лицом, в отношении которого были совершении действия по раскрытию банковской тайны) – то на практике это наверняка будет возможно только постфактум.


Скорее всего, должник не сможет запретить банку предоставлять информацию о его счетов, так как разрешение на раскрытие фактически уже предоставлено законом, но, в случае предоставления информации по счетам третьих лиц или блокировки таких счетов, не принадлежащих должнику, и, например относящихся к членам семьи должника и такие лица не являются стороной в исполнительном производстве, то последние будут иметь право обжаловать такие действия исполнителя, и действия банка о раскрытии банковской тайны по их счетам.