Налог на землю 2020
Статья 265 Налогового кодекса Украины содержит перечень налогов на имущество, который состоит из налога на недвижимое имущество (отличное от земельного участка), транспортного налога и платы за землю.
Так, плательщики земельного налога – это собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи (ст.269 НК Украины).
Земельный налог начисляется на:
- земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании;
- земельные доли (паи), находящиеся в собственности.
Налог начисляется, исходя из следующего:
- нормативно-денежной оценки земельных участков с учетом коэффициента индексации, определенного в соответствии с порядком, установленным настоящим разделом;
- площади земельных участков, нормативная денежная оценка которых не проведена.
Отмечаем, что решения по нормативной денежной оценки земельных участков официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение нормативной денежной оценки земель или изменений (плановый период). В противном случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом.
Ставки налога на землю
Пунктом 274.1. ст.274 и п.277.1 ст.277 НК Украины предусмотрены ставки налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена, и которых не проведена.
Ставки налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена устанавливается в размере не более 3 процентов от их нормативной денежной оценки:
- для земель общего пользования – не более 1 процента от их нормативной денежной оценки;
- для сельскохозяйственных угодий – не менее 0,3 процента и не более 1 процента от их нормативной денежной оценки;
- для лесных земель – не более 0,1 процента от их нормативной денежной оценки.
Ставки земельного налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена:
- на земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов или в пределах населенных пунктов, устанавливается в размере не более 5 процентов от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области;
- для сельскохозяйственных угодий – не менее 0,3 процента и не более 5 процентов от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области;
- для лесных земель – не более 0,1 процента от нормативной денежной оценки площади пашни по Автономной Республике Крым или по области.
Период и основания для начислений
Базовым налоговым (отчетным) периодом для платы за землю является календарный год, начинающийся 1 января и заканчивается 31 декабря того же года (для вновь созданных предприятий и организаций, а также в связи с приобретением права собственности и / или пользования на новые земельные участки может быть меньше 12 месяцев).
Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра.
Центральные органы исполнительной власти, реализующие государственную политику в сфере земельных отношений и в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в сфере строительства ежемесячно, но не позднее 10 числа следующего месяца, а также по запросу соответствующего контролирующего органа по местонахождению земельного участка подают информацию, необходимую для начисления и оплаты за землю, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Юридические лица-плательщики налога за землю самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года подают соответствующему контролирующему органу по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год по форме, установленной в порядке, предусмотренном статьей 46 настоящего Кодекса, с разбивкой годовой суммы равными частями по месяцам.
Предоставление такой декларации освобождает от обязанности представления ежемесячных деклараций. При подаче первой декларации (фактического начала деятельности в качестве плательщика налога на землю вместе с ней подается справка (выписка) о размере нормативной денежной оценки земельного участка, а в дальнейшем такая справка подается в случае утверждения новой нормативной денежной оценки земли.
Отмечаем, что собственники земли и землепользователи платят налог на землю со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком.
* В случае прекращения права собственности или права пользования земельным участком налог на землю уплачивается за фактический период нахождения земли в собственности или пользовании в текущем году.
Особенности уплаты арендной платы за землю
Нормами налогового законодательства предусмотрена такая плата в качестве арендной платы за землю, которая также относят к одному из отдельных видов налога на землю, а именно п.п.14.1.136 п.14.1 ст.14 НК Украины указано, что арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности – обязательный платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком.
Плательщиком арендной платы является арендатор земельного участка и объектом налогообложения является земельный участок, предоставленный в аренду.
Основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды такого земельного участка.
Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, заключающие договоры аренды земли, должны до 1 февраля подавать контролирующему органу по местонахождению земельного участка перечни арендаторов, с которыми заключены договоры аренды земли на текущий год, и информировать соответствующий контролирующий орган о заключении новых, внесении изменений в существующих договоров аренды земли и их расторжении до 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошли указанные изменения.
// Договор аренды земель государственной и коммунальной собственности заключается по типовой форме, утвержденной Кабинетом Министров Украины.
Размер арендной платы устанавливается в договоре аренды, но годовая сумма платежа:
1. не может быть меньше размера земельного налога
(для земельных участков, нормативная денежная оценка которых проведена, в размере не более 3-х процентов их нормативной денежной оценки для земель общего пользования – не более 1 процента их нормативной денежной оценки, для сельскохозяйственных угодий – не менее 0,3 процента и не более 1 процента их нормативной денежной оценки;
для земельных участков, нормативная денежная оценка которых не проведена, в размере не более 5 процентов нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области, для сельскохозяйственных угодий – не менее 0,3 процента и не более 5 процентов нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области);
2. не может превышать 12 процентов нормативной денежной оценки
(Для пастбищ в населенных пунктах, которым предоставлен статус горных, не может превышать размера земельного налога;
для баз олимпийской, паралимпийской и дефлимпийской подготовки, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины, не может превышать 0,1 процента нормативной денежной оценки).
// Порядок зачисления арендной платы в бюджеты применяется в соответствии с требованиями установленных для земельного налога.
Согласно п. 289.1 ст. 289 НКУ, для определения размера налога и арендной платы используется нормативная денежная оценка земельных участков.
Согласно «Порядка нормативной денежной оценки земель населенных пунктов», утвержденного Приказом Министерства аграрной политики и продовольствия Украины № 489 от 25.11.2016 года (в редакции 2017):
«1. Для земельных участков, информация о которых не внесена в сведения Государственного земельного кадастра, коэффициент, характеризующий функциональное использование земельного участка (Кф), применяется со значением 2,0.
2. В случае если в сведениях Государственного земельного кадастра отсутствует код Классификации видов целевого назначения земель для земельного участка, коэффициент, характеризующий функциональное использование земельного участка (Кф), применяется со значением 2,0».
«Порядком нормативной денежной оценки земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства аграрной политики и продовольствия Украины« Об утверждении Порядка нормативной денежной оценки земель населенных пунктов »от 25.11.2016 №489, зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 19.12.2016 за №1647/29777, не предусмотрено формирование выписок из технической документации о нормативной денежной оценке за прошлые годы, поэтому формирование запрашиваемого извлечения противоречит нормам действующего законодательства».
Процедура проведения нормативной денежной оценки земель населенных пунктов с 01.01.2017 г. Определяется Порядком нормативной денежной оценки земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства аграрной политики и продовольствия Украины № 489 от 25.11.2016 года, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины от 19.12.2016 года по №1647 / 29777. Согласно п.3 раздела II Порядка №489 нормативная денежная оценка всех категорий земель и земельных участков населенных пунктов (за исключением земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков водного фонда, используемых для рыборазведения) определяется по формуле 1. Индексация нормативной денежной оценки земельных участков осуществляется в соответствии со статьей 289 Налогового кодекса Украины. Согласно п.5 раздела II Порядка №489 коэффициент, характеризующий функциональное использование земельного участка (Кф), устанавливается на основании Классификации видов целевого назначения земель, утвержденной приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 23 июля 2010 года № 548, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 1 ноября 2010 по № 1011/18306 (приложение 1).
Итак, коэффициент функционального использования земельного участка, который влияет на определение нормативной денежной оценки земельного участка, которая является базой налогообложения платы за землю, устанавливается в зависимости от кода вида целевого назначения земель.
При этом в примечаниях Приложения к Порядку №489 определено, что в случае если в сведениях Государственного земельного кадастра отсутствует код Классификации видов целевого назначения земель для земельного участка, коэффициент, характеризующий функциональное использование земельного участка (Кф) применяется со значением 2,0.
То есть, единственным условием при котором, начиная с 01.01.2017 г. должен применяться иной Кф (не со значением 2,0), является наличие в сведениях Государственного земельного кадастра кода Классификации видов целевого назначения земель.
Согласно Приложению №9 к Порядку №489, которым утверждена форма выписки из технической документации о нормативной денежной оценке, предусмотрено указание в выписке из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка только даты формирования выписки. Указания в выписке других дат, в том числе, об определении нормативной денежной оценки по состоянию на любую другую дату, Приложением 9 к Порядку №489 не предусмотрено.
Отдельно обращаем Ваше внимание на то, что согласно п.289.3 ст.289 Налогового кодекса Украины, центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации не позднее 15 января текущего года обеспечивают информирование центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, и собственников земли и землепользователей о ежегодной индексации нормативной оценки земель.
Итак, вышеприведенные правовые нормы в контексте спорных правоотношений свидетельствуют, что размер арендной платы за землю может исчисляться налогоплательщиком на основании условий договора аренды с соблюдением требований Налогового кодекса Украины, который предусматривает определение арендной платы исходя из нормативной денежной оценки земельных участков с учетом коэффициента индексации, и величину этого коэффициента ежегодно рассчитывает центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере земельных отношений по определенной формуле.
Нормативная денежная оценка
В то время, как базой налогообложения земельным налогом является нормативно-денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации, определенного в соответствии с порядком, установленным настоящим разделом, а в случае отсутствия проведения нормативной денежной оценки – площадь таких земельных участков.
С моментом вступления в силу решения совета об утверждении нормативной денежной оценки связывается возможность применения самой нормативной денежной оценки.
Согласно ч. 3 ст.201 Земельного кодекса Украины, нормативная денежная оценка земельных участков используется для определения размера земельного налога, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, экономического стимулирования рационального использования и охраны земель.
Подпунктом 14.1.125 п.14.1 ст.14 Налогового кодекса Украины предусмотрено, что нормативно-денежная оценка земельных участков для целей раздела ХИИИ Налогового кодекса – капитализированный рентный доход с земельного участка, определенный в соответствии с законодательством центральным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов.
Согласно ч.5 ст.5 Закона Украины «Об оценке земель» от 11.12.2003 года № 1378-IV, нормативная денежная оценка земельных участков используется, в частности, для определения размера земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.
Согласно ст.18 Закона № 1378-IV, нормативная денежная оценка земельных участков проводится в соответствии с государственными стандартами, нормами, правилами, а также других нормативно-правовых актов на землях всех категорий и форм собственности.
Нормативная денежная оценка земельных участков проводится юридическими лицами, являющимися разработчиками документации по землеустройству в соответствии с Законом Украины «О землеустройстве».
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 20, ст. 23 Закона Украины «Об оценке земель» от 19.06.2003 года №962-IV, по результатам нормативной денежной оценки земельных участков составляется техническая документация. Данные о нормативной денежной оценке отдельного земельного участка оформляются как извлечение из технической документации по нормативной денежной оценке земель. Выдержка из технической документации о нормативной денежной оценке отдельного земельного участка выдается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений.
Порядок определения коэффициентов, характеризующих функциональное использование земельного участка урегулирован Порядком нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов, утвержденных приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам, Министерства аграрной политики Украины, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины, Украинской академии аграрных наук от 27 января 2006 года № 18/15/21/11 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 5 апреля 2006 ро в за №388 / 12262 (далее – Порядок № 18/15/21/11) (утратил силу на основании приказа Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины, Национальной академии аграрных наук Украины от 30.12.2016 года № 592/341/428 с 17.02.2017 года).
Согласно п. 1.3 Порядка № 18/15/21/11, нормативная денежная оценка земель используется для определения размера земельного налога, арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, а также при разработке показателей и механизмов экономического стимулирования рационального использования и охраны земель.
При расчете нормативной денежной оценки земель населенных пунктов учитывается коэффициент функционального использования земель.
Согласно п. 3.5 Порядка № 18/15/21/11, коэффициент, характеризующий функциональное использование земельного участка (Кф) (приложение 1, табл. 1.1), учитывает относительную прибыльность видов экономической деятельности. В частности, при оценке одного квадратного метра земельного участка населенных пунктов учитывается коэффициент, характеризующий функциональное использование земельного участка.
Таким образом, для правильного определения размера арендной платы, налогоплательщику необходимо получить нормативную денежную оценку, которая выдается только органами Госгеокадастра в соответствующем регионе по вопросам получения выписки из технической документации о нормативной денежной оценке земельных участков, находящихся у него в пользовании, с целью соблюдения достоверности в расчетах по начислению платы за земельные участки при составлении налоговых деклараций по плате за землю.
Ответственность за правильность определения показателей (в том числе и коэффициента функционального использования – Кф) при формировании Выписки из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка и исчислении нормативной денежной оценки земельного участка на основании этих показателей, возлагается на орган, который формирует (в разрезе спорных отношений – Госгеокадастра).
При таких обстоятельствах, пользователь земельного участка только использует сведения о нормативной денежной оценке земельного участка, определенные в Выдержки на момент составления налоговой отчетности и не может нести ответственность за правильность ее исчисления.
Плата за землю: перерасчет
Начиная с 2019 года, плательщикам налога на землю начали массово поступать запросы от налогового органа о правильности расчета арендной платы за землю, ввиду появления другой информации о размере нормативно денежной оценки того или иного земельного участка.
По этому поводу отмечаем, что, во-первых, во время отработки данного вопроса необходимо видеть какая именно информация у налогового органа и, во-вторых, обращать внимание на показатели коэффициента функционального использования – Кф при формировании той или иной Выписки из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка и проверять за какой период была взята та или иная денежная оценка.
В настоящее время имеется информация, что по заявлению городских советов (на примере Днепровской городского совета) вносят изменения в Государственный земельный кадастр относительно кода Классификации видов целевого назначения земель.
Это приводит к увеличению Кф от 2,0 до 2,5 и после чего формируются выписки технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка по состоянию на 2018, 2019, 2020 годы с указанием даты нормативной денежной оценки земельного участка (01.01.2017 г.). При этом, денежная оценка на указанную дату определена с использованием Кф 2,5 или применением совокупного коэффициента индексации за прошлые годы.
По этому поводу имеется судебная практика, согласно которой оспаривают действия Главного управления Госгеокадастра в Днепропетровской области по внесению в выписки из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка неверной информации (http://reyestr.court.gov.ua/Review/85492154 , http://reyestr.court.gov.ua/Review/86988878, http://reyestr.court.gov.ua/Review/88380188, http://reyestr.court.gov.ua/Review/87200927 )
Кроме того, сообщаем, что за период с 1 марта по 30 апреля 2020 не начисляется и не уплачивается плата за землю (земельный налог и арендная плата за землю государственной и коммунальной собственности) за земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании, в т. ч. на условиях аренды, физических или юридических лиц, и используются ими в хоздеятельности.
// Соответствующее послабление предусматривает Закон Украины от 17.03.2020 г.. № 533-IX, который действует с 18.03.2020 г.
Однако сложилось так, что налоговые декларации по плате за землю 2020 года уже представлены налогоплательщиками.
Однако изменениями, которые вносит Закон № 533, предусмотрено, что для уменьшения налоговых обязательств по плате за землю за период с 1 марта по 30 апреля 2020 плательщики имеют право подать уточняющую налоговую декларацию, в которой должны отразить изменения налогового обязательства по уплате налога за землю за соответствующие месяцы. Таким образом, уменьшение налоговых обязательств по плате за землю за март-апрель 2020 для юридических лиц будет осуществляться исключительно путем представления налогоплательщиками уточняющих налоговых деклараций.