Механизм слияния и поглощения предприятий как способ развития компаний
Слияние и поглощение компаний - это ряд действий, нацеленных на увеличение общей стоимости активов предприятия за счет преимущества совместной деятельности (синергии).
Различают 2 вида слияний - по типу финансирования и по отношениям между предприятиями. В первом случае происходит слияние предприятий воедино либо же с выкупом.
Виды слияний по отношениям между предприятиями
- горизонтальное (объединяются компании одного вида деятельности);
- вертикальное (объединяются компания-производитель сырья и компания-производитель продукции);
- для расширения рынков сбыта продукции (компании, работающие в одной сфере, но имеющие разные рынки сбыта);
- слияние компаний, продающих сопутствующие товары.
Один из способов создать компанию – провести реорганизацию существующей путем слияния нескольких или разделения крупной корпорации на более мелкие субъекты хозяйствования.
При слиянии предприятий происходит их объединение, в результате чего образуется новая компания.
Типы слияния компаний
- слияние форм предприятий, при котором предприятия-участники слияния утрачивают самостоятельный статус юрлица и налогоплательщика;
- слияние активов предприятий, при котором собственники компаний-участников слияния передают свои активы в уставной капитал создаваемого предприятия (в этом случае деятельность компаний и организационно-правовая форма сохраняется);
- присоединение предприятий, при котором основная компания продолжает работать, другие предприятия прекращают свою деятельность, а их права и обязательства переходят к основной компании.
Особенности поглощения предприятия
Поглощение компаний подразумевает контроль деятельности субъекта хозяйствования путем покупки свыше 30 % уставного капитала (акций, долей и т. п.). В этом случае поглощаемое предприятие не теряет юридическую самостоятельность.
Поглощение предприятий бывает:
- агрессивным (покупка компанией-поглотителем основной доли акций менее крупной компании без добровольного согласия последней);
- дружественным (при полном согласии компаний).
В случае угрозы агрессивного поглощения, компании в срочном порядке рекомендуется принять меры, направленные на предотвращения захвата или же поглощения на приемлемых условиях, а так же на минимизацию корпоративных споров.
Как свидетельствует наша практика, в большинстве случаев в результате заключения сделки поглощения в выигрыше оказывается именно поглощаемая компания.
Законодательство Украины не предусматривает специальной процедуры реорганизации. Но перед проведением сделки по слиянию и поглощению в Днепре, а также присоединения, выделения, преобразования компаний следует оценивать всевозможные риски и последствия.
Основные аспекты процесса слияния и поглощения в украинском бизнесе
Слияние и поглощение предприятий, как сделки по приобретению одних компаний другими, в разные времена, независимо от страны, привлекали к себе внимание, порождали длительные дискуссии, обсуждения и прогнозы в финансовых кругах. Это связано с тем, что осуществлялись они в подавляющем большинстве между известными компаниями, которые к тому же были конкурентами. В зависимости от цели и настроенности компании-инициатора такие альянсы с конкурентами имеют дружественный или враждебный характер.
Первые волны соглашений о слиянии компаний имели место еще в XIX в. и обусловили процессы горизонтальной интеграции компаний-участников и появление мощных монополий в индустриальной экономике. Характерной особенностью моделей слияния или поглощения в этот период был множественный характер заключенных между компаниями соглашений. Так, у 75% заключенных сделок участниками в среднем были пять компаний, а в остальных - более десяти компаний. Создание монополистических гигантов в различных областях не могло оставаться незаметным, поэтому началась активная работа законодательных органов ряда стран по совершенствованию существующего и разработки нового антимонопольного законодательства. Наша компания оказывает такие юридические услуги:
- слияние предприятия
- поглощение предприятия
- слияние и поглощение предприятий
Введение ограничений на время уменьшило количество заключенных сделок и созданных альянсов между компаниями-конкурентами. Однако со временем, а именно в 30-х годах ХХ в., Бизнес приспособился к новым условиям, и процесс слияния или поглощения компаний перешел к другому этапу своего развития - создание олигополистических альянсов путем диверсификации и вертикальной слияния.
Качественно новым этапом развития процесса слияния или поглощения стали 70-е годы прошлого века, когда начали создаваться альянсы конгломератного типа между компаниями различных отраслей экономики.
Заметим, что практически все заключенные соглашения о слиянии предприятий характеризовались взаимной заинтересованностью участников, то есть имели дружеский характер. Начиная с 80-90-х годов характер сделок о слияниях и поглощениях изменился: возникает тенденция враждебных поглощений и заключения соглашений с четким стратегическим расчетом получить синергический эффект от нового бизнес-альянса.
Сегодня феномен слияния и поглощения перешел к новому этапу развития, характерными признаками которого являются слияния транснациональных корпораций, то есть повышение уровня концентрации бизнес-альянсов в мировом масштабе. В конце 1999 года, по оценкам аналитиков, было зафиксировано около 40 000 сделок о слиянии или поглощении общей стоимостью более $ 3400000000000. Масштабы этих соглашений вызвали фундаментальные изменения в ряде отраслей экономики, в частности химической, телекоммуникационной, а также в банковской сфере.
Оценивая тенденции существования феномена слияния и поглощения предприятий как варианта развития компаний, можно сделать вывод, что способы их осуществления усложнялись с каждым следующим этапом развития мировой экономики. По этому поводу логичным становится вопрос, каковы же современные мотивы совершения сделок о слиянии или поглощении между компаниями-конкурентами?
Исследуя проблему слияния и поглощения, различные аналитики по-своему предлагают группировать их мотивы и причины.
Мотивы слияния и поглощения предприятий
- Действие внутренних мотивационных факторов проявляется в стремлении компании-инициатора слияния и поглощения получить новые навыки (например, технологические достижения, лучшие способы организации бизнес-процессов или опыт персонала компании-конкурента). Чаще всего внутренними мотивами компании создании альянса с конкурентом путем слияния является желание получить доступ к новым продуктам, рынков, каналов дистрибуции и финансовых ресурсов другой компании. Этот мотив, в частности, является доминирующим при покупке иностранными компаниями отечественных предприятий-конкурентов в пищевой промышленности (например, отрасль производства пива). Компания-инициатор планирует таким образом получить дополнительное преимущество от расширения рынка сбыта, экономии на издержках входа на рынок и тому подобное. Менее распространенным, но не менее значимым мотивом является желание компании-инициатора слияния получить налоговую экономию за счет приобретения убыточного конкурента.
- Влияние внешних мотивов слияния или поглощения объясняется стремлением компании максимально использовать собственные производственные мощности в условиях общего сокращения рынка. Такая возможность возникает в случае слияния с компанией, которая производит дифференцированную по данной компании продукцию. Приобретение такой компании позволит избежать процесса сокращения или свертывания собственного производства благодаря использованию избыточных мощностей для производства продукции другой компании.
- Мотивы, вызванные собственному желанию менеджеров, проявляются в основном в их стремлении получить определенные финансовые выгоды от покупки компаний-конкурентов (например, расширение контроля над компанией-конкурентом и ее персоналом и влияния на них, получения дополнительного вознаграждения от владельцев за счет роста оборота и курса акций после поглощения или слияния и т.д.). Заметим, что в большинстве случаев слияния или поглощения, обусловленные именно таким мотивом, являются враждебными по компаний-конкурентов и меньше руководствуются достижением экономической или финансовой эффективности для бизнеса в целом.
- В практике слияний и поглощений также примеры, когда мотивом для заключения сделки было общее желание компаний-участников получить практически одинаковое выгоду. К примеру, слияние компаний одной отрасли позволяет им вести переговоры с поставщиками о снижении закупочных цен и получить выгоду от снижения затрат за счет осуществления крупных партий закупок.
- Одним из внутренних побудительных мотивов обеих компаний может быть их стремление снизить собственные затраты на осуществление научно-исследовательских работ и разработок новых продуктов или технологий.
- Внешними мотивами, побуждающими компании объединяться, также требования кредиторов до размеров компании, объема оборота и прибыли последней в случае оформления крупных займов, а также в случае ее выхода на мировой рынок капитала. Слияние же двух или более компаний, имеющих общие интересы, позволяет повысить кредитный рейтинг и воспользоваться преимуществами компании-инициатора.
В случае, если цели, мотивы и желания компаний совпадают, их слияния или поглощения приобретает статус дружественного. Ключевым фактором дружеского поглощения является правильная оценка перспектив слияния и процедура оформления сделки о покупке.
Как расчитать синергетический эффект от процедуры слияния и/или поглощения компаний?
Как и любое другое инвестиционное решение, вывод о целесообразности осуществления процедуры слияния и поглощения предприятий должно обосновываться конкретными расчетами. Уровень детализации зависит, в первую очередь, от того, какую величину финансовых ресурсов компания собирается потратить на заключение этого соглашения.
Общий вывод о целесообразности осуществления слияния или поглощения можно сделать, рассчитав одномоментоный синергический эффект по формуле
ЗОСЕt = СЕМt + СЕКt + СЕНt + СЕМоt + СЕЦt + СЕУt + СЕДt,
где ЗОСЕt - общий единовременный синергический эффект в момент времени t после осуществления слияния или поглощения; СЕМt - синергический эффект масштабов при достижении более оптимального объема производства и взаимодополнения ресурсов. Рассчитывается как сумма разниц неоптимальных и оптимальных затрат на единицу продукции, умноженных на реальный объем производства по всем видам продукции; СЕКt - синергический эффект, достигаемый на рынках капиталов. Это, в частности, прибыль на акционерный капитал, разница в процентах за кредит до слияния / поглощения и после него и тому подобное; СЕПt - синергический эффект, который достигается за счет снижения уровня налогов, пошлин и других платежей в бюджет; СЕМоt - синергический эффект, который достигается за счет «монопольного» положения на рынке и возможности влиять как на потребителей, так и на поставщиков; СЕЦt - синергический эффект, который достигается за счет централизации, исключение дублирующих функций и экономии текущих расходов. Рассчитывается как разница между суммой расходов отдельных бизнес-единиц до слияния / поглощения и после него (т.е. между затратами централизованной единицы); СЕУt - синергический эффект, который достигается за счет организации лучшего управления и формирования оптимальной структуры бизнес-процессов; СЕДt - синергический эффект, который достигается за счет диверсификации, получаемой за счет повышения спроса на продукцию широкого ассортимента; увеличение объемов реализации за счет расширения каналов сбыта и тому подобное.
К сожалению, не всегда результаты заключенных сделок свидетельствуют об эффективности и целесообразности осуществленного слияния или поглощения. Исследования показывают, что количество неудачных сделок составляет около 60% общего количества. Основной причиной этого является то, что полученные в результате слияния компаний доходы не покрывают всех расходов процесса объединения (например, приобретение акций, выкуп обязательств и т.п.). Негативные последствия соглашений о слиянии или поглощении обусловлены не только финансовыми потерями, но и снижением эффективности системы управления объединенной компании.
Однако, по мнению специалистов, большинство негативных результатов заключенных сделок связана с низким качеством подготовки и проведения интеграции.
Основные предпосылки успеха соглашений о слиянии и поглощении предприятий
- обоснованность выбора объекта слияния и поглощения;
- идентификация возможностей достижения синергического эффекта от объединения (для этого проводится due diligence - раскрытие детальной информации о финансовой модели компании-претендента, осуществление первоначальной оценки ее стоимости);
- определение факторов создания будущей стоимости интегрированной компании;
- формулирование основных принципов интеграции.
Кроме того, для достижения максимального эффекта и получения выгоды от соглашения о слиянии и поглощении следует изучить лучший зарубежный и отечественный опыт заключенных соглашений. Так, успех большинства сделок о слиянии или поглощении среди американских компаний обусловлено ростом фондового рынка США в последние десятилетия прошлого века. Это позволило компаниям аккумулировать достаточные финансовые ресурсы и направить их на приобретение акций других компаний отрасли. Стоит заметить, что параллельно росло число компаний, которые становились потенциальными объектами сделок о слиянии или поглощении. Это объясняется периодическими финансовыми кризисами на рынках отдельных стран, которые привели к потере достигнутых позиций теми или иными компаниями на рынке. В таких условиях их менеджеры лучшим вариантом избежания банкротства видели присоединения своей компании к более мощного конкурента.
В странах Европейского Союза толчком к увеличению количества заключенных договоров о слиянии и поглощении стало расширение границ единого европейского рынка, открыло для крупных компаний возможность получить выгоды от эффекта масштабов производства, а мелким компа-ниям - войти в состав крупных компаний-конкурентов.
Достаточно распространенной практика слияния или поглощения является в банковском секторе. Так, средняя стоимость последних сделок о слиянии или поглощении в европейском банковском секторе составляла $ 15-17 млрд.
Практика заключения соглашений о слиянии банков имеет место и в Украине. Основной целью при этом является укрупнение банков, увеличение их активов, а также доступ к клиентской базы банка-контрагента. Опыт заключения соглашений о слиянии отечественных банковских структур показывает, что в среднем продолжительность их оформления достигает полтора-два года. Основная часть времени приходится на осуществление основательной экспертной оценки и аудита банка, рассматривается как объект будущей сделки. Параллельно банк-контрагент анализирует финансовые возможности банка-покупателя по выполнению условий соглашения. После присоединения мелкие банки превращаются в филиалы основного банка.
Вообще, оценивая примеры и опыт компаний, заключивших соглашения о слиянии или поглощении, можно утверждать, что эта процедура особенно привлекательной для компаний, которые находятся в затруднительном финансовом положении. Для отечественных компаний, стоящих на грани банкротства, слияния с мощным конкурентом, по нашему мнению, является более приемлемой перспективой, чем длительная и часто бесполезна санационная процедура.
Однако необходимым условием для заключения взаимовыгодных соглашений о слиянии или поглощении отечественными компаниями более динамичное развитие фондового рынка. Одним из способов организации и осуществления взаимовыгодных расчетов за подобными сделками являются выпуск опционов. В отличие от Украины, в зарубежной практике этот производный финансовый инструмент широко используется как механизм расчета в процессе слияния компаний. Поэтому изучение европейского опыта и образцов заключения соглашений о слиянии или поглощении имеет важное значение для их цивилизованной организации в практике заинтересованных украинских компаний.
// КРАЙНЕ ВАЖНО УМЕТЬ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ФОРМАХ СЛИЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, ВЫЯВЛЯТЬ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ОЦЕНИВАТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ВОЗМОЖНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ