Обстоятельства дела № 522/5039/21:
Истица развелась с мужчиной, с которым имела общую дочь. Муж истицы в новом браке усыновил ребенка. Женщина подала иск о взыскании алиментов на содержание дочери с ее биологического отца.
Суд первой инстанции удовлетворил иск, поскольку родительские права и обязанности по усыновленному ребенку должны выполняться как отцом, так и усыновителем.
Апелляционный суд согласился с приведенными выводами, однако уменьшил размер взысканных алиментов.
Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного гражданского суда отменил предыдущие решения и отказал в удовлетворении иска, сделав следующие правовые выводы.
Согласно ч. 1 ст. 232 СК Украины с момента осуществления усыновления прекращаются личные и имущественные права и обязанности между родителями и усыновленным лицом, а также между ним и другими его родственниками по происхождению. При усыновлении ребенка одним лицом эти права и обязанности могут быть сохранены по желанию матери, если усыновителем является мужчина, или по желанию отца, если усыновителем является женщина.
С момента усыновления возникают взаимные личные неимущественные и имущественные права и обязанности между усыновленным лицом и его родственниками по происхождению (ч. 3 ст. 232 СК Украины).
Частями 4, 5 ст. 232 СК Украины определено, что усыновление предоставляет усыновителю права и налагает на него обязанности в отношении ребенка, которого он усыновил, в таком же объеме, как и у родителей в отношении ребенка. Усыновление предоставляет усыновленному лицу права и налагает на него обязанности относительно усыновителя в таком же объеме, как и у ребенка в отношении своих родителей.
Суды предыдущих инстанций считали, что анализ положений ч. 1 ст. 232 СК Украины дает основания для следующих выводов:
– юридический факт усыновления изменяет субъектный состав родительских правоотношений, а именно: родители усыновленного лица перестают быть субъектами родительских прав и обязанностей, между усыновителем и усыновленным устанавливаются правовые связи, существующие между родителями и детьми;
– субъектный состав может не изменяться, а дополняться, поскольку родительские права и обязанности в отношении ребенка будут выполняться и родителями, и усыновителями.
Кроме того, суды отметили, что из содержания ч. 1 ст. 232 СК Украины следует альтернативность подхода к сохранению родительских прав и обязанностей в зависимости от особенностей усыновления. В ситуации усыновления одним лицом (вторым супругом) закон указывает на возможность сохранения имущественных обязанностей (права на алименты), а общим условием реализации права на алименты является выявление желания вторым родителям по происхождению на получение алиментов.
Верховный Суд с этим не согласился и отметил, что анализ вышеприведенных положений семейного законодательства свидетельствует о том, что обязанность содержать ребенка до его совершеннолетия основана на факте отцовства, а усыновление изменяет субъектный состав правоотношений матери, отца и ребенка.
Толкование положений абз. 2 ч. 1 ст. 232 СК Украины в контексте сохранения прав и обязанностей в отношении ребенка одним из родителей по происхождению дает основания для вывода, что законодатель предусмотрел возможность ребенку, усыновленному одним лицом, сохранить правовую связь с отцом или матерью по происхождению, которые не лишены родительских прав и согласия на усыновление.
При этом такое сохранение правовой связи возможно только способом, исключающим ситуацию, в которой у ребенка, с юридической точки зрения, будут одновременно две матери или два отца.
То есть в случае усыновления ребенка мужчиной сохранение прав и обязанностей между ребенком и его биологическим отцом исключено, однако возможно сохранение прав и обязанностей между матерью и ребенком.
Соответственно, если усыновителем является женщина, то соблюдение прав и обязанностей между ребенком и его биологической матерью исключается, но могут быть сохранены права и обязанности между отцом и ребенком.
Семейное законодательство Украины не предусматривает обязанности родителя по происхождению, чей ребенок усыновлен другим мужчиной, содержать такого ребенка до достижения им совершеннолетия.