Ликвидация предприятия

Ликвидация предприятия в Киеве и любом другом городе Украины

С самого начала существования, какого-либо дела у собственников присутствует множество рисков и угроз для их бизнеса, самым страшным из которых для многих является банкротство.

Многими банкротство воспринимается как тупик в их деле или полное разорение компании, безвыходная ситуация и, как следствие, отсутствие средств для дальнейшего, не то чтобы развития, но и существования.

На самом деле, процедура банкротства предприятия направлена, не только на ликвидацию предприятия, но и на его финансовую санацию, что предусматривает полное финансовое восстановление компании и дальнейшее ее развитие. В этом случаи, следует разделять два важных момента в банкротстве – с целью ликвидации или восстановления платежеспособности предприятия.

И в одном и в другом случаи банкротство не возможно без опытного арбитражного управляющего и достойного (профессионального) сопровождения на всех этапах процедуры банкротства предприятия.

В настоящей реальности банкротство и ликвидация предприятия в Украине используется многими, как очень распространенный инструмент в решении финансовых трудностей компании. Применение судебных процедур распоряжения имуществом должника, мирового соглашения, санации предприятия, ликвидации банкрота представляет собой комплексный механизм, направленный, прежде всего, на удовлетворение интересов кредиторов должника и имеет ряд особенностей.

Ликвидация фирмы

Рассмотрим более детально следующие этапы банкротства, а именно распоряжение имуществом, мировое соглашение, санацию и ликвидацию предприятия.

Процедура распоряжения имуществом должника дает возможность обеспечить сохранение, эффективное использование активов должника. В этой процедуре прекращается начисление неустойки и других финансовых санкций. Это обусловлено введением моратория на удовлетворение кредиторских требований.

Мировое соглашение в системе законодательства о банкротстве выполняет уникальную функцию, поскольку является формой спасательного плана и может применяться на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве. Итогом мирового соглашение является прекращение производства по делу о банкротстве, путем достижения соглашения между должником и кредитором.

Санация предприятия представляет собой систему мероприятий, осуществляемых во время производства по делу о банкротстве, с целью предотвращения признания должника банкротом и как следствие его ликвидации. Решение о переходе в процедуру санации принимает комитет кредиторов, который состоит из конкурсных кредиторов, если это общая процедура, либо руководитель должника, в случаи упрощенной процедуры санации предприятия, в рамках статьи 94 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (далее – Закон о банкротстве).

И в одном и в другом случаи, при соблюдении мероприятий, направленных на возобновление платежеспособности предприятия, а именно выполнение плана санации возможно выполнение обязательств должника и погашение возникшей задолженности, с дальнейшим финансовым оздоровлением и продолжением деятельности предприятия. Сопровождение и проведение процедуры санации должника в рамках дела о банкротстве, предполагает наличие множества специальных знаний в разных отраслях как экономики, финансового и бухгалтерского учета так и наличие правовой поддержки всей процедуры. Поскольку на запланированный результат, кроме внешних факторов, очень сильное влияние имеет подготовка к разного рода непредвиденным обстоятельствам.

Ликвидация предприятия в Украине и ее особенности

Процедура ликвидации предприятия в Днепре, как наиболее распространенная процедура в деле о банкротстве, имеет ряд особенностей.

Закон о банкротстве ставит своей задачей лечение финансово «больных» предприятий. И только когда финансово реанимировать такой субъект представляется невозможным, тогда происходит ликвидация предприятия.

Основным заданием ликвидационной процедуры является система мероприятий направленных на погашение требований кредиторов должника. Погашение требований кредиторов осуществляется на справедливой и пропорциональной основе. Осуществление погашения кредиторской задолженности возможно только за счет активов должника, которые арбитражный управляющий в банкротстве может выявить, сохранить и в дальнейшем реализовать. Такие действия направлены на защиту не только интересов кредиторов, но и самого должника.

Правовую поддержку в процедуре возобновления платежеспособности должника необходимо рассматривать, как со стороны должника, так и со стороны кредитора. И в одном и в другом случаи существует множество аспектов, рисков и перспектив развития событий, от которых напрямую зависит и стоимость ликвидации предприятия.

Понимание всей процедуры банкротства и учет особенностей каждого из сторон, с нашим сопровождением, в результате дают ожидаемый положительный результат.

Что нужно сделать для ликвидации предприятия в Украине?

Законодательством определено лишь минимальный срок такой процедуры - меньше чем за два месяца ликвидировать предприятие не удастся (ст.60 ХКУ).

Процедура ликвидации фирмы в Украине начинается с принятия решения о ликвидации. Для различных юридических лиц существует разный порядок принятия такого решения. Наиболее распространенной организационно - правовой формой юридических лиц является хозяйственное общество и одним из оснований для ликвидации есть решение высшего органа общества.

Для акционерного общества таким органом является общее собрание акционеров (ст.41 Закона о хозобществах), а решение оформляется протоколом. Решение принимается не менее 3/4 голосов акционеров, принимающих участие в собрании, а собрание признается правомочным, если в них приняли участие акционеры, имеющие не менее 60% голосов.

Для ООО и ОДО таким органом является собрание участников. Решение принимается простым большинством голосов и оформляется протоколом собрания участников.

В случае ликвидации частного или дочернего предприятия решения принимает его владелец.

Ликвидация фирмы. Порядок действий

После принятия решения о ликвидации фирмы владелец должен немедленно письменно в произвольной форме уведомить об этом орган, осуществивший государственную регистрацию для внесения в Единый государственный реестр соответствующей записи. Для этого заявителю необходимо подать или направить заказным письмом государственному регистратору нотариально заверенную копию решения учредителей о прекращении предприятия, а также документ, подтверждающий внесение платы за публикацию сообщения о принятии решения о ликвидации предприятия в Киеве в специализированном печатном средстве массовой информации (газеты "Голос Украины", "Правительственный курьер", "Бюллетень государственной регистрации»).

Сообщение о ликвидации предприятия в Киеве

Сообщение о ликвидации фирмы должно содержать следующую информацию:

- сведения о предприятии (наименование, код, местонахождение)

- основания для принятия решения о прекращении (ликвидации)

- место и дату внесения записи в ЕГР о принятии решения о прекращении

- дату назначения и сведения о ликвидационной комиссии или ликвидатора

- порядке и сроке заявления кредиторами требований к фирме, которая прекращается.

О сроке заявления требований, то он не может быть меньше двух месяцев со дня опубликования сообщения. Поэтому в сообщении нужно указать, что претензии кредиторов принимаются в течение двух месяцев по адресу предприятия.

С момента назначения владельцами (участниками или органом, принявшим решение о ликвидации) ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами предприятия. Комиссия может выступать в суде от имени фирмы, которая прекращается.

Обычно ликвидатором назначают директора. Основное задание ликвидационной комиссии - завершение деятельности предприятия с наименьшим вредом как для его основателей, так и для его контрагентов.

Снятие с учета предприятия в налоговых органах Киева

Председатель ликвидационной комиссии обязан подать в налоговую следующие документы:

- заявление о прекращении по форме 8-ОПП

- оригинал справки по форме 4-ОПП (о взятии на учет)

- копию распорядительного документа о ликвидации

- копию распорядительного документа об образовании ликвидационной комиссии

В 10-дневный срок после подачи заявления подается первый ликвидационный баланс, после окончания срока заявления кредиторами требований составляется промежуточный ликвидационный баланс. После завершения всех расчетов составляется ликвидационный баланс, который утверждается участниками юридического лица.

На основании заявления 8-ОПП налоговой принимается решение о проведении внеплановой выездной проверки, которая может длиться до одного месяца. После этого надо подписать обходной лист, а это два десятка подписей. После чего можно получить справку по форме №22-ОПП об отсутствии задолженности, действует два месяца. За это время необходимо успеть завершить все процедуры у государственного регистратора.

Снятие с учета предприятия в государственных фондах

В Пенсионном фонде, фондах социального страхования (ФСС) проверочные процедуры занимают меньше времени, чем в налоговой.

Для снятия с учета ликвидационной комиссии необходимо в 10-дневный срок со дня принятия решения подать в указанные фонды соответствующее заявление. Предусмотрены следующие максимальные сроки проведения проверок:

- Пенсионный фонд - 10 дней

- ФСС от несчастного случая - 15 дней

- ФСС по нетрудоспособности - 15 дней

- ФСС на случай безработицы - 10 дней.

После проведенной проверки и при отсутствии задолженности фонды выдают справки о снятии предприятия с своего учета.

Закрытие счетов предприятия

Все текущие счета в учреждениях банка закрываются, кроме одного для проведения ликвидационной процедуры. А этот один счет нужно закрыть не позднее даты составления акта проверки налоговой инспекцией.

Также необходимо получить справку с архивного учреждения о принятии документов, которые подлежат долгосрочному хранению.

Внесение записи о прекращении (ликвидации) предприятия в Украине

Для внесения в ЕГР записи о проведении государственной регистрации прекращения юридического лица ликвидационная комиссия после окончания процедуры ликвидации должна подать государственному регистратору следующие документы:

  • заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации прекращения юридического лица в связи с ликвидацией;
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • оригинал учредительных документов;
  • акт ликвидационной комиссии с ликвидационным балансом, утвержденным решением учредителей (участников) или уполномоченного ими органа;
  • справку соответствующего органа государственной налоговой службы об отсутствии задолженности по налогам, сборам;
  • справку соответствующего органа Пенсионного фонда Украины об отсутствии задолженности;
  • справки соответствующих органов фондов социального страхования об отсутствии задолженности;
  • справку архивного учреждения о принятии документов, которые согласно закону подлежат долгосрочному хранению.

Государственный регистратор при отсутствии оснований для оставления документов без рассмотрения, должен в трехдневный срок внести в Единый государственный реестр запись о проведении государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации.

Дата этой записи означает полную ликвидацию юридического лица.

Уничтожение печати фирмы

При ликвидации фирмы его руководство обязано сдать в органы внутренних дел печати и штампы предприятия для уничтожения. Для получения квитанции об уничтожении подается соответствующее ходатайство, печати и штампы, их отпечатки в двух экземплярах и документы об оплате услуг.

После уничтожения печатей наконец можно сказать: "Все закончилось".

Смотреть все Скрыть